Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 20.07.2006 по делу N А60-6944/06-С7 Поскольку на момент предъявления иска истец в силу положений законодательства не был наделен полномочиями федерального органа исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в том числе полномочиями по выдаче разрешений на лесопользование, проведение освидетельствований и предъявление в суд требований о взыскании ущерба и неустоек, в удовлетворении исковых требований судом отказано.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 20 июля 2006 г. Дело N А60-6944/06-С7“

Апелляционная инстанция Арбитражного суда Свердловской области в составе председательствующего Воротилкина А.С., судей Кузнецовой В.Л., Краснобаевой И.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сычевой Е.В., при участии в заседании: от истца - Другова В.А., пасп. 65 02 N 445319, представитель, по доверенности, от 01.09.2005 N 01-16/322; от ответчика - не явился, извещен,

рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу истца - областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“ - на решение от 13.06.2006 Арбитражного суда Свердловской области (судья Лутфурахманова Н.Я.) по делу N А60-6944/06-С7 по иску областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“ к
Сельскохозяйственному производственному кооперативу “Ударник“ о взыскании 3980 руб. 76 коп.

Истец обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском к ответчику о взыскании 3980 руб. 76 коп. неустойки за лесонарушения, установленные актом освидетельствования мест рубок от 22.09.2005 по лесорубочному билету N 113 от 09.11.2004.

Решением от 13.06.2006 (резолютивная часть объявлена 13.06.2006) Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении исковых требований отказано.

При вынесении решения арбитражный суд первой инстанции руководствовался тем, что на момент предъявления иска истец в силу положений законодательства не был наделен полномочиями федерального исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, в том числе полномочиями по выдаче разрешений на лесопользования, проведение освидетельствований и предъявлению в суд требований о взыскании ущерба и неустоек.

Истец с решением не согласен. Не оспаривая решение по существу, истец не согласен с выводами суда об отсутствии у Учреждения полномочий на выдачу разрешений на осуществление лесопользования и проведение освидетельствования. Лесным кодексом Российской Федерации и Уставом областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“ истец такими полномочиями наделен. Как пояснил, истец, он просит внести соответствующие изменения относительно своих полномочий в мотивировочную часть решения, для чего решение отменить и вынести новое.

Ответчик в судебное заседание не явился, отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке ст. 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе истца - областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд

УСТАНОВИЛ:

в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (ст. 76) государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется федеральным органом исполнительной власти
по надзору в сфере природопользования и его территориальными органами.

Государственная лесная охрана согласно ст. 77 Лесного кодекса Российской Федерации создается в этом же органе власти и состоит из должностных лиц федерального органа исполнительной власти по надзору в сфере природопользования и его территориальных органов.

Правительство Российской Федерации осуществляет управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Постановлениями Правительства от 22.07.2004 и N 283 от 16.06.2004 определено, что такими федеральными органами исполнительной власти являются Министерство природных ресурсов Российской Федерации и Федеральное агентство лесного хозяйства.

Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований“ была введена норма о передаче субъектам Российской Федерации с 2005 г. полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимся во владении сельскохозяйственных организаций, их охраны, защиты и воспроизводства.

Во исполнение данного нормативно-правового акта и Постановления Правительства Российской Федерации от 08.06.2005 N 362 “О передаче субъектам федеральных государственных учреждений...“ Указом Губернатора Свердловской области от 09.06.2005 N 419-УГ “О создании областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“ было создано областное государственное учреждение “Управление сельскими лесами“.

Постановлением Правительства Свердловской области от 05.08.2005 N 623-ПП федеральное государственное учреждение “Свердловское управление сельскими лесами“ принято в государственную собственность Свердловской области и переименовано в областное государственное учреждение “Управление сельскими лесами“.

Целью указанных мероприятий являлась передача части функций государственной лесной охраны от федеральных органов
органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области государственного контроля нашло свое отражение в ст. 47 Лесного кодекса Российской Федерации, в редакции Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ, которая отнесла к полномочиям государственных органов субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субсидий из федерального бюджета, следующие полномочия: осуществление прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охрана, защита и воспроизводство, в том числе к этим полномочиям относятся принятие решений о предоставлении участков лесного фонда в аренду, безвозмездное пользование и краткосрочное пользование, организация и проведение лесных конкурсов и лесных аукционов, определение ставок лесных податей, выдача лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета и другие.

Поскольку областное государственное учреждение “Управление сельскими лесами“ и было создано в целях обеспечения охраны, защиты и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций, соответствующие полномочия данного учреждения были закреплены в его Уставе, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 05.05.2005 N 623-ППи, согласованном Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области и Министерством природных ресурсов Свердловской области.

Так, в соответствии с Уставом истец осуществляет ведение лесного хозяйства в лесах, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций (п. 6 гл. 1). Целью его деятельности является обеспечение рационального непрерывного и неистощительного использования сельских лесов, их охраны, защиты и воспроизводства, исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, удовлетворения общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного многоцелевого лесопользования в интересах Российской Федерации и Свердловской области (п. 20 Устава).

Для выполнения указанных задач Учреждение выдает лесорубочные билеты, лесные билеты и ордера на право
осуществления пользования в сельских лесах и в лесах, расположенных на землях городских и сельских поселений, выдает лесорубочные билеты на вырубку древесно-кустарниковой растительности на землях сельскохозяйственного назначения, готовит материалы по размещению лесосечного фонда по лесопользователям, осуществляет приемку в установленном порядке участков сельских лесов после завершения на них работ землепользователем, осуществляет иные действия, связанные с ведением лесного хозяйства, охраной лесного фонда (п. 22 Устава).

Из сказанного следует, что вывод суда первой инстанции об отсутствии у областного государственного учреждения “Управление сельскими лесами“ полномочий в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов, в том числе полномочий по выдаче разрешений на лесопользование и проведение освидетельствований, является ошибочным.

Однако вывод суда об отсутствии у истца полномочий на предъявление в суд требований о взыскании ущерба и неустойки является правильным и вытекает из Устава истца и действующего законодательства.

Так в соответствии с пп. 2, 3, 4 п. 33 Устава Учреждение имеет право по результатам освидетельствования мест рубок составлять акт, требования лесопользователям об уплате неустойки для добровольной уплаты, направлять материалы о нарушениях лесного законодательства Российской Федерации в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в органы внутренних дел и прокуратуру.

Не предусмотрено прав на предъявление в суд исков по взысканию неустойки за лесонарушения за органами субъектов Российской Федерации и Лесным кодексом Российской Федерации, иными нормативными актами.

Более того, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 26.12.2005 N 189-ФЗ “О федеральном бюджете на 2006 г.“ (Приложение N 2) поступления от денежных взысканий (неустоек) за нарушение Правил отпуска древесины на корню в лесах Российской Федерации подлежат зачислению в федеральный бюджет Российской Федерации.

Следовательно, требования о
взыскании такой неустойки являются требованиями в пользу Российской Федерации и требуют от их заявителя специальных полномочий. Учреждения субъекта Российской Федерации такими полномочиями не обладают.

Отсутствие полномочий истца на предъявление рассматриваемого иска является основанием для отказа в иске, это и было сделано судом первой инстанции.

Таким образом, частично ошибочный вывод суда о полномочиях истца по ведению лесного хозяйства в сельских лесах не повлиял на существо принятого решения, а потому оснований для его отмены или изменения резолютивной части решения нет.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.06.2006 оставить без изменения с учетом мотивировочной части настоящего постановления, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление в течение двух месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции через суд, принявший решение.

Председательствующий

ВОРОТИЛКИН А.С.

Судьи

КУЗНЕЦОВА В.Л.

КРАСНОБАЕВА И.А.