Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 30.06.2006 по делу N А60-4571/06-С5 Представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган является основанием для отказа в государственной регистрации изменений, касающихся сведений о юридическом лице.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 30 июня 2006 г. Дело N А60-4571/06-С5“

Арбитражный суд апелляционной инстанции в составе председательствующего О.Э. Шавейниковой, судей О.А. Пономаревой, М.А. Севастьяновой при ведении протокола помощником судьи Денисовой П.С., при участии в судебном заседании: от заинтересованного лица - Шокин Е.С., специалист 1 категории, доверенность от 06.04.2006 N 05-09/10676, удостоверение N 086685, Партина Г.Л., главный государственный налоговый инспектор, доверенность от 10.01.2006 N 05-00013, удостоверение N 086510; от заявителя - не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом,

рассмотрел в судебном заседании 29, 30.06.2006 апелляционную жалобу Инспекции ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга на решение 2 мая
2006 г. по делу N А60-4571/06-С5 (судья Сергеева М.Л.) по заявлению закрытого акционерного общества “Интер-Миллениум“ к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Ленинскому району г. Екатеринбурга о признании незаконным решения налогового органа.

Закрытое акционерное общество “Интер-Миллениум“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган от 14.10.2005.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2006 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционной жалобе Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга, которая с решением не согласна, просит его отменить, в удовлетворении требования заявителя отказать.

Оспаривая решение, налоговый орган ссылается на пропуск заявителем трехмесячного срока на оспаривание ненормативного акта налогового органа, а также на то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ заявление подано обществом в ненадлежащий регистрирующий орган, в связи с чем заявитель по апелляционной жалобе полагает, что налоговый орган правомерно отказал Обществу во внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице.

Заявитель
отзыв на апелляционную жалобу не представил.

Рассмотрев материалы дела, суд

УСТАНОВИЛ:

закрытое акционерное общество “Интер-Миллениум“ 10.10.2005 обратилось в Инспекцию ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга с заявлениями о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, а именно: об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица; об изменении сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица.

14.10.2005 налоговым органом принято решение N 3814/13 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, по заявлению об изменении сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, согласно которому местом нахождения юридического лица является: г. Артемовский, ул. Первомайская, 16.

Вместе с тем Инспекцией ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга 14.10.2005 вынесено решение об отказе в государственной регистрации изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, поскольку адрес (место нахождения), указанный в представленных для государственной регистрации документах, находится на территории, подведомственной ИФНС РФ по г. Артемовскому Свердловской области.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что на момент подачи заявлений в регистрирующий орган общество находилось по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 18, помещение 27, ком. 5, то есть на территории,
подведомственной ИФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга, и обращалось в надлежащий регистрирующий орган, в связи с чем суд признал выводы налогового органа необоснованными, а оспариваемое решение - неправомерным.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать на основании следующего.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в государственном реестре, перечень документов для государственной регистрации изменений, а также основания для отказа в государственной регистрации определены Федеральным законом “О государственной регистрации юридических лиц“ от 08.08.2001 N 129-ФЗ.

Согласно пп. “б“ п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“, представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган является основанием для отказа в государственной регистрации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона N 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Согласно пункту 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе: сведения
о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.

В силу пункта 5 названной статьи юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения указанных в пункте 1 данной статьи сведений обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В пункте 2 статьи 17 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут являться руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица; иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления (статья 9
Федерального закона N 129-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами.

На основании абзаца третьего пункта 2 статьи 69 Федерального закона “Об акционерных обществах“ от 26.12.1995 N 208-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе: представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.

Из указанных норм следует, что полномочия нового руководителя юридического лица, в том числе действовать от имени организации без доверенности, возникают с момента избрания его на эту должность общим собранием участников Общества. Соответственно лицо, избранное в установленном порядке на должность руководителя акционерного общества, является уполномоченным лицом на подачу заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.

Как установлено судом, заявление о государственной регистрации изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001 от 14.10.2005 подано в налоговый орган избранным в установленном порядке директором закрытого акционерного общества Упоровым О.Г. с соблюдением требований Федерального закона N 129-ФЗ. Отмеченные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела решением единственного акционера общества N 1
от 29.09.2005, распиской налогового органа в получении документов по форме N Р14001, представленными заявителем в регистрирующий орган.

При этом на момент подачи названного заявления - 10 октября 2005 года - общество находилось по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 Марта, д. 18, помещение 27, ком. 5, и подавало упомянутое заявление в регистрирующий орган по месту своего нахождения - Инспекцию ФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга.

Как следует из материалов дела, государственная регистрация изменения места нахождения ЗАО “Интер-Миллениум“ была осуществлена ИФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга 14.10.2005.

Следовательно, выводы налогового органа о представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган, поскольку на момент подачи заявления адрес (место нахождения), указанный в представленных для государственной регистрации документах, находится на территории, не подведомственной ИФНС РФ по Ленинскому району г. Екатеринбурга, что явилось основанием для отказа в государственной регистрации, являются необоснованными, а оспариваемое решение - неправомерным, в связи с чем судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Учитывая изложенное, суд полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Довод налогового органа о том, что при одновременной подаче обществом заявлений об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также об изменении сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица, в первую
очередь подлежат внесению изменения места нахождения юридического лица, что является препятствием для внесения заинтересованным лицом изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени общества, судом отклоняются, как не основанные на законе, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают очередности внесения налоговым органом изменений в сведения о юридическом лице.

Ссылка налогового органа о пропуске заявителем трехмесячного срока на обжалование решения налоговой инспекции как на основание для признания незаконным и отмены решения суда впервой инстанции и отказа в удовлетворении требования заявителя судом не может быть принята во внимание, поскольку указанный срок не является пресекательным, в силу правил ч. 4 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть восстановлен судом, при этом рассмотрение судом заявленных требований по существу свидетельствует о восстановлении судом срока на обжалование бездействия государственного органа.

Отклоняя отмеченную ссылку заявителя, суд принял во внимание, что налоговым органом заявление о пропуске заявителем процессуального срока на обжалование ненормативного акта налогового органа в суде первой инстанции не заявлялось, а также учел то обстоятельство, что материалы дела не содержат сведений о дате получения обществом оспариваемого решения налогового органа.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что нарушение указанной нормы не входит в перечень оснований для безусловной отмены судебного акта. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанное
нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, апелляционная жалоба не содержит.

Руководствуясь статьями 269, 271, ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 02.05.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Екатеринбурга - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

ШАВЕЙНИКОВА О.Э.

Судьи

ПОНОМАРЕВА О.А.

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.