Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 15.04.2006, 13.04.2006 по делу N А60-6089/06-С10 Арбитражным судом не принимается довод налогового органа о том, что он является органом, правомочным осуществлять государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку полномочия налогового органа по осуществлению данного контроля ограничены, полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи алкогольной продукции отсутствуют.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

15 апреля 2006 г. Дело N А60-6089/06-С10(дата оглашения резолютивной части)

13 апреля 2006 г.“(дата изготовления в полном объеме)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Куричева Ю.А. рассмотрел 13 апреля 2006 года в судебном заседании дело по заявлению Кленовского потребительского общества о признании незаконным и отмене постановления МИФНС России N 12 по Свердловской области о привлечении к административной ответственности.

Протокол вел судья, рассматривающий дело.

С участием представителей сторон: от заявителя - Кузьмин В.В., юрист; от МИФНС России N 12 по Свердловской области - Екимовских А.Е., ст. инспектор.

Ходатайств и отводов нет.

В соответствии с заявлением Кленовское потребительское общество просит признать незаконным и
отменить постановление N 46010 от 20 февраля 2006 года МИФНС РФ N 12 по Свердловской области, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.16 части 3 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в отсутствии на момент проверки документов на реализуемую алкогольную продукцию, водку “Московская особая“, в виде штрафа в размере 30000 рублей. В обоснование своих требований заявитель ссылается на вину должностных лиц потребительского общества и на малозначительность совершенного правонарушения.

МИФНС РФ N 12 по Свердловской области заявленных требований не признает, ссылаясь на законность вынесенного Постановления.

Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: вместо “...в редакции Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1019.“ имеется в виду “...а также Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1019.“.

15 февраля 2006 года в 13 часов 00 минут производилась реализация алкогольной продукции, водка “Московская особая“, емкостью 0,5 литра, стоимостью 54 рубля, в магазине “Продукты N 4“, расположенном в поселке Талице, ул. Трактовая, д. 62, принадлежащем Кленовскому потребительскому обществу. Товарно-транспортные документы (сертификат соответствия, справки формы А и Б, накладная) на момент проверки на указанную алкогольную продукцию отсутствовали, чем был нарушен пункт 1 ст. 26 ФЗ N
171-ФЗ “О государственном регулировании...“ от 22 ноября 1995 года и пункты 6 - 9 Правил продажи алкогольной продукции N 987 от 19 августа 1996 года (с изменениями и дополнениями). Требуемые документы были предоставлены 17 февраля 2006 года. В представленной справке в разделе Б не заполнены все строки и отсутствуют оттиск печати и подпись представителя организации-покупателя, чем были нарушены пункт 2 ст. 16 ФЗ N 171-ФЗ “О государственном регулировании...“ и пункт 9 Правил реализации алкогольной продукции, в редакции Постановления Правительства РФ от 15 августа 1997 года N 1019.

Следовательно, состав правонарушения у юридического лица - Кленовского потребительского общества - имеется, оно не смогло обеспечить заполнение всех строк в разделе справки Б и наличие оттисков своей печати на момент проверки и наличие сертификата соответствия и товаросопроводительных документов на вышеуказанную алкогольную продукцию, хотя такая возможность имелась, что является основанием для квалификации деяния по ст. 14.16 части 3 КоАП РФ.

Однако суд принимает во внимание то обстоятельство, что налоговый орган в силу действующего законодательства не является органом, уполномоченным контролировать розничную реализацию алкогольной продукции. Суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 23.50 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных
частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пункту 1 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа.

Пунктом 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Подпунктами 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.2.1 пункта 5 Положения о Федеральной налоговой службе определена компетенция налогового органа, в соответствии с которой он осуществляет контроль за представлением деклараций об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья; фактическими объемами производства и
реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также выдачей лицензий на производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции.

Часть 3 статьи 14.16 Кодекса предусматривает ответственность за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, проверка соблюдения которых, как усматривается из указанных выше пунктов Положения, не входит в полномочия налогового органа.

Кроме того, суд отмечает, что п. 6 Положения о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам N 783 от 16.10.2000, утратившего свою силу с изданием Постановления Правительства N 506 от 30.09.2004, прямо было предусмотрено, что к числу основных задач указанного Министерства отнесено осуществление государственного контроля производства и оборота этилового спирта. Министерство осуществляло в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивало контроль за соблюдением условий указанной деятельности (пп. 15 п. 7).

В настоящее время, согласно п. 10 ст. 18 Закона РФ N 171-ФЗ, лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона только организациям. Полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции могут быть переданы субъектом РФ органам местного самоуправления в соответствии со ст. 7 Закона N 171-ФЗ.

В соответствии со ст. 7, 18
Закона N 171-ФЗ полномочия на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции переданы Министерству торговли, питания и услуг Свердловской области (постановление Правительства Свердловской области от 06.09.2004 N 826-ПП).

В ныне действующем постановлении Правительства от 21.12.2005 N 101-ПП предусмотрено, что лицензирующим органом, который принимает решение о выдаче лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, является уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере торговли, питания и услуг (Министерство торговли, питания и услуг Свердловской области). Следовательно, полномочия по проверке правил розничной продажи алкогольной продукции на территории Свердловской области принадлежит данному органу.

Таким образом, у налогового органа отсутствуют полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи этилового спирта, алкогольной спиртосодержащей продукции, а следовательно, и по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и, соответственно, по привлечению к административной ответственности.

Арбитражным судом не принимается довод инспекции о том, что она является органом, правомочным осуществлять государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку полномочия налогового органа по осуществлению данного контроля ограничены, полномочия по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил продажи алкогольной продукции отсутствуют.

Руководствуясь ст. 167 - 170, 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Кленовское потребительское общество удовлетворить.

Признать незаконным и отменить постановление N 46010 от 20
февраля 2006 года МИФНС РФ N 12 по Свердловской области, в соответствии с которым заявитель привлечен к административной ответственности по ст. 14.16 части 3 КоАП РФ за нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, выразившееся в отсутствии на момент проверки документов на реализуемую алкогольную продукцию - водку “Московская особая“, в виде штрафа в размере 30000 рублей.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Свердловской области в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья

КУРИЧЕВ Ю.А.