Решения и постановления судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 30.03.2006 по делу N А60-334/06-С5 Материалами дела подтверждается использование заявителем земельного участка под металлическое сооружение в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, поэтому заявленные требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности за самовольное занятие земельного участка суд отклонил.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

30 марта 2006 г. Дело N А60-334/06-С530 марта 2006 г.“(изготовлен полный текст)

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Севастьяновой М.А., судей Куричева Ю.А., Теслицкого А.А. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гилевой И.В., при участии: от заявителя - Волкова А.В., дов. б/н от 04.01.2005, паспорт серии 65 01 N 897728, выдан 27.07.2001; от заинтересованного лица - Дюкарева Е.А., дов. N 922 от 30.03.2006, паспорт серии 65 03 N 416653, выдан 30.09.2002,

рассмотрел 30 марта 2006 г. в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью “РоссАльянс“ на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2006 г.
(судья Горбашова И.В.) по делу N А60-334/06-С5 по заявлению ООО “РоссАльянс“ об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности.

ООО “РоссАльянс“ (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления заместителя Главного государственного инспектора Свердловской области по использованию и охране земель от 13.12.2005 по делу N 377 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15000 руб.

Решением суда первой инстанции от 14.02.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) по апелляционной жалобе Общества, которое с решением не согласно и просит его отменить.

Оспаривая решение, заявитель жалобы ссылается на то, что Обществом 17.11.2005 было направлено заявление в адрес зам. Главы Октябрьского района г. Екатеринбурга о заключении договора аренды земельного участка под временным строением, материалы дела не содержат достаточных доказательств вины Общества, используемый земельный участок является придомовой территорией и может использоваться заявителем как собственником помещений в многоквартирном жилом доме.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя жалобы и заинтересованного лица, суд установил следующее.

В соответствии со ст. 71
Земельного кодекса Российской Федерации государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами осуществляется специально уполномоченными государственными органами. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.08.2004 N 418 “Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости“, государственный земельный контроль осуществляется должностными лицами и специалистами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и его территориальных органов, которые обладают правами и полномочиями, установленными данным документом для должностных лиц и специалистов Федеральной службы земельного кадастра России и ее территориальных органов.

В силу п. 8 Положения “О государственном земельном контроле“, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.11.2002 N 833, в обязанности Федеральной службы земельного кадастра России и ее территориальных органов входит, в том числе, осуществление государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке документов, удостоверяющих право на землю.

Согласно пп. “г“ п. 14 указанного Положения, государственные инспекторы по использованию и охране земель составляют в порядке, установленном КоАП РФ, протоколы о нарушениях земельного законодательства и направляют
их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности.

В результате проверки соблюдения требований земельного законодательства, проведенной Территориальным отделом N 15 Управления Роснедвижимости по Свердловской области (далее по тексту - Управление Роснедвижимости) 09.12.2005 составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении N 288, которыми установлено возведение на земельном участке, расположенном в г. Екатеринбурге по ул. Луначарского, 133 площадью около 45 кв. м, металлического сооружения, примыкающего к жилому дому и используемого заявителем под складские цели без правоустанавливающих документов.

Данный факт квалифицирован Управлением Роснедвижимости как административное правонарушение в области охраны собственности, выразившееся в использовании земельного участка без правоустанавливающих документов, предусмотренное ст. 7.1 КоАП РФ, в связи с чем вынесено оспариваемое постановление от 13.12.2005 N 377.

Согласно п. 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“.

В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных
органов.

Понятие самовольное занятие земель определено Приказом Минприроды РФ от 25 мая 1994 г. N 160. Согласно п. 1 приложения 1 к Инструкции по организации и осуществлению госземконтроля, утвержденной этим Приказом, под самовольным занятием земель понимается пользование земельным участком при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды земли. К самовольному занятию относится, в том числе, пользование земельным участком: до принятия соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже (передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю, выделе земельного участка; до заключения договора купли-продажи или оформления в установленном порядке других документов, подтверждающих переход права собственности на землю; до получения и регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды земли; до установления границ участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

Материалами дела подтверждается использование Обществом земельного участка, площадью около 45 кв. м, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Луначарского, 133, под металлическое сооружение в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Доказательств обратного заявителем не представлено.

В связи с этим судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ и о правомерности привлечения
Общества к административной ответственности Управлением Роснедвижимости.

Довод заявителя жалобы о том, что в занятии земельного участка в отсутствие оформленных на него документов, отсутствует вина Общества, не может быть принят во внимание.

Обращение Общества в Администрацию Октябрьского района г. Екатеринбурга с заявлением о заключении договора аренды земли под временным строением по ул. Луначарского, 133 не может быть расценено как обстоятельство принятия заявителем всех зависящих от него мер для соблюдения установленных правил и норм.

В силу вышеприведенных норм право пользования вновь земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения управомоченных органов исполнительной власти или муниципальных органов. Сам по себе факт обращения за оформлением прав на землю в отсутствие решения о предоставлении земельного участка не влечет возникновения прав на него.

Кроме того, обращение с соответствующим заявлением направлено заявителем 28.11.2005, факт правонарушения выявлен 09.12.2005, т.е. Общество использовало земельный участок под временным сооружением до истечения установленного срока на рассмотрение заявления.

Ссылка заявителя на наличие права на вышеуказанный земельный участок как на землю, находящуюся в общей долевой собственности собственников помещений в жилом доме, к которому пристроено металлическое сооружение, противоречит ст. 36 Земельного кодекса РФ и ст. 36 Жилищного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие
в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Статьей 36 Жилищного кодекса РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В силу п. 3, 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“ земельный участок несформированный и непрошедший государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества только с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Для этого любое уполномоченное решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме лицо должно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании
земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Согласно ст. 44 Жилищного кодекса РФ, пределы использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования определяются решением общего собрания собственников помещения в многоквартирном жилом доме.

Доказательств возникновения прав на спорный земельный участок в силу закона заявитель не представил.

К административной ответственности Общество привлечено уполномоченным органом, порядок привлечения соблюден.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 14 февраля 2006 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Возвратить ООО “РоссАльянс“ госпошлину, уплаченную по платежному поручению от 22.02.2006 N 98 в размере 1000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.

В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий

СЕВАСТЬЯНОВА М.А.

Судьи

КУРИЧЕВ Ю.А.

ТЕСЛИЦКИЙ А.А.