Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Свердловской области от 01.03.2006 по делу N А60-31094/05-С9 Поскольку факт продажи товаров с нарушением санитарных правил установлен материалами дела, постановление о привлечении потребительского общества к административной ответственности суд признал обоснованным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 1 марта 2006 г. Дело N А60-31094/05-С9“

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Дмитриевой Г.П., судей Гаврюшина О.В., Сушковой С.А. при ведении протокола судебного заседания судьей Г.П. Дмитриевой, при участии: от заявителя - уведомлен надлежащим образом, в заседание не явился; от заинтересованного лица - Середа А.Н., предст., дов. от 15.11.2005,

рассмотрев 1 марта 2006 г. в судебном заседании апелляционную жалобу Потребительского общества “Верхотурский коопромхоз“ на решение от 22 ноября 2005 г. Арбитражного суда Свердловской области, принятое судьей Ефимовым Д.В., по делу N А60-31094/05-С9 по заявлению Потребительского общества “Верхотурский коопромхоз“ к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области об оспаривании постановления об административном правонарушении,

УСТАНОВИЛ:

Потребительское общество “Верхотурский коопромхоз“ обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 01.09.2005 N 583/07 о назначении ПО “Верхотурский коопромхоз“ административного наказания на основании ч. 2 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 40000 руб. 00 коп.

Решением суда первой инстанции от 22 ноября 2005 г. ПО “Верхотурский коопромхоз“ в удовлетворении заявленных требований отказано.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ по апелляционной жалобе ПО “Верхотурский коопромхоз“, которое с решением суда не согласно, просит его отменить.

Из материалов дела следует:

в период с 04.08.2005 по 30.08.2005 территориальным отделом Территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовскому, Гаринскому, Новолялинскому районам и Верхотурскому Уезду проведены плановые мероприятия по контролю за соблюдением санитарного законодательства в магазинах: “Золотой теленок“, г. Верхотурье, ул. Ленина, 7, “Дары природы“, г. Верхотурье, ул. Ершова, 14, “Березка“, г. Верхотурье, ул. Малышева, 51, “Уралочка“, Верхотурский уезд, п. Привокзальный, ул. Советская, 17, “Снежинка“, Верхотурский уезд, п. Привокзальный, ул. Чапаева, 31, “Торговый центр“, с. Пр. Салда, Верхотурский уезд, ул. Постникова, 1а, “Торговый центр“, с. Усть-Салда, Верхотурский уезд, ул. Центральная, 14, “Торговый центр“, с. Красногорское, Верхотурский уезд, ул. Малышева, 2, “Торговый центр“, с. Кордюково, Верхотурский уезд, ул. Центральная,
29, “Магазин“, с. Дерябино, Верхотурский уезд, ул. Советская, 10, “Магазин“, с. Меркушино, Верхотурский уезд, ул. Центральная, 14, “Магазин“, д. Лаптево, Верхотурский уезд, д. Лаптево, ул. Центральная, 4, принадлежащих ПО “Верхотурский коопромхоз“.

При обследовании указанных объектов обнаружена продажа населению товаров (выполнение работ, оказание услуг) ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил, выразившимся в отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения, в несоответствии ассортимента реализуемого продовольственного сырья виду и типу организации торговли, в отсутствии согласования программы производственного контроля и непроведении производственного контроля в полном объеме, в отсутствии в хозяйственных зонах 10 магазинов контейнерных площадок для сбора мусора и пищевых отходов, в несвоевременном вывозе мусора, который в основном сжигается на территории предприятий, в необорудовании торговых, складских помещений приточно-вытяжной механической вентиляцией, в отсутствии на светильниках в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов защитных плафонов для предохранения их повреждения и попадания стекол на продукты, в недостаточном количестве инвентаря, посуды, тары в организациях торговли, в допуске к работе сотрудников без прохождения профилактического медицинского осмотра и без своевременной гигиенической подготовки и аттестации, а также в отсутствии прививок против гепатита А и В.

Результаты мероприятий по контролю оформлены актом от 08.08.2005 б/н.

По итогам проверки Территориальным отделом территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Серове, Серовскому, Гаринскому, Новолялинскому району и Верхотурскому Уезду в отношении ПО “Верхотурский коопромхоз“ составлен протокол от 31.08.2005 N 583/07 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

Заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области в г. Серове, Серовскому, Гаринскому, Новолялинскому районам и Верхотурскому Уезду вынесено постановление
от 01.09.2005 N 583/07 о привлечении ПО “Верхотурский коопромхоз“ к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 40000 рублей.

Рассмотрев материалы дела, суд полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Частью 2 ст. 14.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией товаров или без таковой.

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации введены в действие Санитарные правила “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. СП 2.3.6.1066-01“ с 1 января 2002 года.

Пунктом 1.3 названных Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 установлено, что ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли.

Планировка и технические возможности организации торговли должны обеспечивать требуемые условия приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками, что подтверждается санитарно-эпидемиологическим заключением.

Пунктом 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 установлено, что в организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.

Согласно п. 2.6 Санитарных правил “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и
выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01“, юридическое лицо должно иметь программу (план) производственного контроля не позднее трех месяцев со дня введения в действие данных Санитарных правил - 01.01.2002. Эта программа согласовывается с главным врачом (его заместителем) соответствующего центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и утверждается руководителем организации.

Пунктом 2.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 установлено, что в хозяйственной зоне устраиваются площадки для сбора мусора и пищевых отходов.

Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Согласно п. 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 торговые, складские, вспомогательные и санитарно-бытовые помещения оборудуются приточно-вытяжной механической вентиляцией в соответствии с требованиями действующих норм и правил.

В силу п. 4.8 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 светильники в помещениях для хранения и реализации пищевых продуктов должны иметь защитные плафоны для предохранения их от повреждения и попадания стекол на продукт.

В соответствии с п. 6.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01 организации торговли должны быть оснащены торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковочными материалами, изготовленными из материалов, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке.

Лица, поступающие на работу в организации торговли, проходят медицинские осмотры, профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке (п. 13.1 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.3.6.1066-01).

Согласно п. 3, 4 ст. 34 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“, юридические лица обязаны обеспечивать условия, необходимые для своевременного прохождения медицинских осмотров работниками. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, не допускаются к работе.

Таким образом, ответственность за допуск к работе продавцов, не прошедших медицинские осмотры, возлагается
на юридических лиц.

В пункте 18.3 Санитарно-эпидемиологических правил “Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. СП 3.1./3.2.1379-03“, утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 07.06.2003, установлено, что вакцинация по эпидемическим показаниям проводится в отношении гепатита А.

Постановлением главного государственного санитарного врача от 18.03.2003 N /4-12П на территории Свердловской области введено проведение профилактических прививок против гепатита А по эпидемическим показаниям работникам сферы обслуживания, в том числе занятых в организациях общественного питания и торговли продуктами питания.

Факт совершения нарушений, перечисленных в акте от 08.08.2005 б/н, подтверждается материалами дела и фактически не оспаривается ПО “Верхотурский коопромхоз“.

Как следует из акта от 08.08.2005 б/н, мероприятия по контролю проводились в период с 04.08.2005 по 30.08.2005, по окончании проверки 31.08.2005 составлен протокол об административном правонарушении N 583/07.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица - директору ПО “Верхотурский коопромхоз“ - разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем свидетельствует запись в протоколе.

Согласно ч. 2 ст. 23.13 КоАП РФ, дела, предусмотренные ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ, вправе рассматривать, в том числе, главные государственные санитарные врачи городов, районов.

В порядке, установленном ч. 1 ст. 29.9 КоАП РФ, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области в г. Серове, Серовскому, Гаринскому, Новолялинскому районам и Верхотурскому Уезду вынесено постановление о назначении административного наказания от 01.09.2005 N 583/07.

Существенные процессуальные нарушения при проведении проверки и привлечении ПО “Верхотурский коопромхоз“ к административной ответственности, влекущие нарушение права общества на защиту и являющиеся правовым основанием для признания незаконным оспариваемого
постановления, так же как и обстоятельства, исключающие привлечение общества к ответственности, отсутствуют.

При данных обстоятельствах постановление от 01.09.2005 N 583/07 о привлечении ПО “Верхотурский коопромхоз“ к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ вынесено заместителем главного государственного санитарного врача по Свердловской области в г. Серове, Серовскому, Гаринскому, Новолялинскому районам и Верхотурскому Уезду правомерно.

На основании изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22 ноября 2005 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 273, 275, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий

ДМИТРИЕВА Г.П.

Судьи

СУШКОВА С.А.

ГАВРЮШИН О.В.