Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.11.2006 по делу N А05-6278/2006-18 Суд неправомерно признал недействительным решение ИФНС об отказе ОАО в возмещении НДС, поскольку применяемая обществом учетная политика не соответствует положениям НК РФ в связи с тем, что позволяет предъявлять к вычету НДС по операциям реализации товаров на экспорт, которые оплачены ОАО поставщикам и приняты им к учету уже после вывоза товаров в режиме экспорта.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 ноября 2006 года Дело N А05-6278/2006-18“

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 13 ноября 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Корабухиной Л.И., Морозовой Н.А., рассмотрев 13.11.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.06.2006 по делу N А05-6278/2006-18 (судья Чалбышева И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) от
20.02.2006 N 13-24-41/1106 в части отказа обществу в возмещении 88891 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) за октябрь 2005 года и обязании инспекции возместить указанную сумму налога.

Решением суда от 20.06.2006 заявление удовлетворено.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить принятое решение и отказать обществу в удовлетворении заявления.

Стороны, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, общество 21.11.2005 представило в инспекцию налоговую декларацию по НДС по налоговой ставке 0% за октябрь 2005 года, в которой предъявило к возмещению из бюджета 14076518 руб. НДС и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

По результатам камеральной проверки представленных документов налоговый орган вынес решение от 20.02.2006 N 13-24-41/1106, которым подтвердил применение обществом налоговой ставки 0% по НДС в сумме 92405902 руб. и возместил налогоплательщику 13987627 руб. налога; признал необоснованным применение налоговой ставки 0% в сумме 145189 руб. и отказал в возмещении 88891 руб. НДС за указанный период.

В обоснование отказа в возмещении 28626 руб. налога инспекция сослалась на то, что в случае выставления обществом счетов-фактур с выделением в них сумм НДС в силу статьи 173 НК РФ налог подлежит уплате в бюджет. Инспекция также отказала обществу в возмещении 60177 руб. НДС, уплаченных поставщикам по счетам-фактурам, дата оформления которых позднее даты фактического вывоза экспортного товара, и 88 руб. налога в связи с
неподтверждением поступления валютной выручки в сумме 30 евро.

Считая отказ в возмещении 88891 руб. НДС за октябрь 2005 года незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения инспекции.

Кассационная инстанция считает, что решение суда подлежит частичной отмене.

Право налогоплательщика на возмещение НДС из бюджета и порядок реализации этого права при экспорте товаров (работ, услуг) установлены пунктом 4 статьи 176 НК РФ. Согласно названной норме для подтверждения права на возмещение НДС налогоплательщик обязан представить в налоговый орган декларацию по ставке 0% и предусмотренные статьей 165 НК РФ документы, на основании которых налоговый орган в течение трех месяцев должен проверить обоснованность применения ставки 0% и налоговых вычетов и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% и налоговых вычетов среди прочих документов в инспекцию представляется выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара на счет налогоплательщика в российском банке.

Судом первой инстанции со ссылкой на конкретные банковские выписки и свифт-сообщения установлено поступление экспортной выручки в полном объеме.

Довод инспекции о неполном поступлении экспортной выручки в сумме 30 евро и, соответственно, правомерном отказе в возмещении 88 руб. налога в связи с неподтверждением поступления валютной выручки сделан без учета комиссионных сборов, удержанных банком при переводе денежных средств, и обоснованно признан судом неправомерным.

В соответствии со статьей 176 НК РФ возмещение налогоплательщику уплаченных им поставщику сумм НДС производится в размере положительной разницы между суммой
налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения.

Пунктом 2 статьи 173 НК РФ предусмотрена возможность возмещения налогоплательщикам сумм НДС в случае превышения налоговых вычетов, указанных в декларации, над суммами налога, исчисленными в связи с реализацией товаров, в пределах установленного этим пунктом срока - трех лет после окончания соответствующего налогового периода.

В силу пункта 6 статьи 164 Кодекса по операциям реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта и облагаемых НДС по налоговой ставке 0%, представляется отдельная налоговая декларация.

Пункт 1 статьи 153 НК РФ требует от налогоплательщиков, применяющих различные налоговые ставки при реализации товаров, определять налоговую базу отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.

В силу пункта 6 статьи 166 НК РФ сумма налога по операциям реализации товаров, облагаемых на основании пункта 1 статьи 164 Кодекса по налоговой ставке 0%, исчисляется отдельно по каждой такой операции.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по операциям реализации товаров (работ, услуг), названным в подпунктах 1 - 8 пункта 1 статьи 164 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 6 статьи 166 Кодекса и уменьшенная на сумму налоговых вычетов, указанных в пункте 3 статьи 172 Кодекса.

В соответствии с пунктом 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), приведенных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, названных в статье 165 Кодекса.

Таким образом, пункт 3 статьи 172 Кодекса содержит не специальные
правила определения суммы вычетов по экспортным операциям, а дополнительные условия, при соблюдении которых налогоплательщик вправе заявить вычеты по таким операциям.

При установлении, подлежат ли суммы уплаченного поставщикам НДС включению в вычеты по операциям реализации товаров, отражаемых в отдельной налоговой декларации по налоговой ставке 0%, налогоплательщикам следует руководствоваться общими положениями статей 171 и 172 Кодекса.

Как следует из содержания пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ, налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки вне таможенной территории в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено этой статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.

Следовательно, налогоплательщик не только обязан отдельно определить и в отдельной декларации отразить налоговую базу и налог по операциям реализации товаров, облагаемых налоговой ставкой 0%, но и не может уменьшить указанную в этой декларации сумму налога на те вычеты, которые не относятся к товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления операций, включенных в данную декларацию.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 169
НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Применяемая обществом учетная политика не соответствует положениям главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку позволяет ему предъявлять к вычету по операциям реализации товаров на экспорт НДС, которые оплачены обществом поставщикам и приняты им к учету уже после вывоза товаров в режиме экспорта. Между тем эти товары (работы, услуги) не могут считаться приобретенными для осуществления операций, уже завершенных на момент приобретения таких товаров.

Аналогичная правовая позиция содержится в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 12797/05.

Поскольку сумма вычетов предъявлена обществом с нарушением требований главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации, решение инспекции об отказе в возмещении 60177 руб. НДС следует признать правомерным.

Кассационная инстанция считает правильным и отказ инспекции в возмещении обществу 28626 руб. налога по счетам-фактурам (с выделенными в них суммами НДС по ставке 20%), выставленным им иностранной фирме “SINBPLA SAS“ в соответствии с договором от 04.03.2003 N 262 на оказание услуг по перевалке и хранению пиломатериалов, уплаченного налогоплательщиком в бюджет в 2003 году.

Операции, связанные с реализацией услуг по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги) в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ облагаются НДС по ставке 0%.

При реализации услуг по договору от 04.03.2003 N 262 налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых услуг был обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму НДС, выставив счет-фактуру с
указанием надлежащей налоговой ставки - 0% (статьи 168, 169 НК РФ).

Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению изменять установленную налоговым законодательством ставку налога.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 9252/05.

Следовательно, в данном случае применение обществом ставки НДС 20% к операциям по реализации услуг по перевалке и хранению пиломатериалов, предназначенных для отправки на экспорт, не соответствует налоговому законодательству.

Вывод суда первой инстанции о правомерности применения налогоплательщиком и предъявления к оплате заказчику НДС по ставке 20% дополнительно к цене оказываемых услуг противоречит принципу равенства налогообложения, так как допускает возможность произвольного применения положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ плательщиками НДС.

В соответствии с пунктом 2 статьи 171 Кодекса вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении услуг на территории Российской Федерации в отношении услуг, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения согласно главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названное положение Кодекса исключает заявление к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщику в нарушение положений главы 21 Кодекса.

Следует отметить, что инспекция ошибочно ссылается на положение пункта 5 статьи 173 НК РФ, предусматривающего исчисление суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы этого налога.

Действие названного положения распространяется Кодексом на лиц, не являющихся налогоплательщиками, или на налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, а также на налогоплательщиков при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

В данном случае общество в соответствии с пунктом 3 статьи 164 НК РФ (в редакции Федерального закона от
29.12.2000 N 166-ФЗ) выставило иностранному покупателю счета-фактуры от 30.04.2003 N 1098 и от 30.05.2003 N 1418 с указанием в них суммы НДС по налоговой ставке 20% (том 2, листы дела 48 - 49) и получило соответствующую оплату с НДС.

В соответствии с пунктом 9 статьи 165 НК РФ документы (их копии), указанные в пунктах 1 - 4 статьи 165 Кодекса, представляются налогоплательщиками для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% при реализации товаров (работ, услуг), указанных в подпунктах 1 - 3 и 8 пункта 1 статьи 164 НК РФ, в срок не позднее 180 дней, считая с даты помещения товаров под таможенные режимы экспорта, международного таможенного транзита, свободной таможенной зоны.

Если по истечении 180 календарных дней, считая с даты выпуска товаров таможенными органами в таможенных режимах экспорта, свободной таможенной зоны, международного таможенного транзита, перемещения припасов, налогоплательщик не представил указанные документы (их копии), указанные операции по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) подлежат налогообложению по ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 164 НК РФ. Если впоследствии налогоплательщик представляет в налоговые органы документы (их копии), обосновывающие применение налоговой ставки в размере 0%, уплаченные суммы налога подлежат возврату налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьей 176 Кодекса.

Согласно пункту 9 статьи 165 НК РФ операции по реализации услуг перевозчика подлежат обложению НДС по ставке 18% (20%) только в том случае, если по истечении 180 дней, считая с даты выпуска товаров в таможенном режиме экспорта, налогоплательщик не представил указанные в пунктах 1 - 5 статьи 165 Кодекса документы, подтверждающие факт экспорта товара.

Вместе с тем названное
положение Кодекса исключает заявление к вычету НДС, уплаченного налогоплательщиком в нарушение положений главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Вывод суда по этому эпизоду не соответствует нормам законодательства о налогах и сборах.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 20.06.2006 по делу N А05-6278/2006-18 отменить в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску от 20.02.2006 N 13-24-41/1106 об отказе обществу в возмещении 28626 руб. и 60177 руб. НДС за октябрь 2005 года и обязании инспекции возместить указанные суммы налога.

В отмененной части в удовлетворении заявления открытому акционерному обществу “Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ по указанным эпизодам отказать.

В остальной части судебный акт оставить без изменения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат“ в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

ЛОМАКИН С.А.

Судьи

КОРАБУХИНА Л.И.

МОРОЗОВА Н.А.