Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.09.2006 по делу N А56-53728/2005 Суд признал незаконным постановление уполномоченного органа о привлечении ОАО к ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ за незаконную порубку лесных насаждений, поскольку общество имело разрешения на вырубку зеленых насаждений, перечислило денежные средства на возмещение ущерба, наносимого зеленому фонду, а установленное судом нарушение порядка оформления порубочного билета не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о самовольной порубке лесных насаждений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2006 года Дело N А56-53728/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Матлиной Е.О., судей Коробова К.Ю., Марьянковой Н.В., при участии от открытого акционерного общества “Ленгазспецстрой“ Осипова А.Е. (доверенность от 16.01.2006 N 16/130), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ленгазспецстрой“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2006 по делу N А56-53728/2005 (судья Звонарева Ю.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ленгазспецстрой“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по
Санкт-Петербургу (далее - Росприроднадзор) от 02.11.2005 N 22/28-6 о привлечении его к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 30000 руб., а также об обязании Общества возместить ущерб, причиненный городским лесам, в размере 5732295 руб. 40 коп.

Решением суда от 12.06.2006 заявленные требования удовлетворены частично: постановление от 02.11.2005 N 22/28-6 признано незаконным и отменено в части пункта 3 о возложении на Общество обязанности по возмещению ущерба. В удовлетворении в остальной части заявления Обществу отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Общество просит отменить решение суда от 12.06.2006 как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Общества подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие привлеченные к участию в деле лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, Росприроднадзор 20.09.2005 провел проверку соблюдения Обществом требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. По материалам проверки государственным инспектором составлены акт от 05.10.2005 N 22/28, в котором указано, что Общество осуществляло разрубку трассы под межпоселковый газопровод от поселка Новоселки до города Сестрорецка Курортного района Санкт-Петербурга без разрешительных документов, а также протокол об административном правонарушении от 25.10.2005 N 22/28-2.

Постановлением от 02.11.2005 N 22/28-6 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и ему назначено наказание
в виде штрафа в размере 30000 руб. В постановлении от 02.11.2005 N 22/28-6 также указано, что Общество обязано возместить ущерб, причиненный городским лесам, в размере 5732295 руб. 40 коп.

Считая названное постановление незаконным, Общество оспорило его в арбитражный суд.

Часть 1 статьи 8.28 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконную порубку, повреждение деревьев, кустарников или лиан, уничтожение либо повреждение лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях либо самовольное выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках, на плантациях.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Судом установлено, что разрубка трассы осуществлялась на территории городских лесов Санкт-Петербурга, то есть лесов, не входящих в лесной фонд.

По смыслу статьи 42 указанного Кодекса лесорубочный билет, ордер и лесной билет являются основаниями для осуществления пользования лесным фондом. Таким образом, вывод суда о том, что для проведения разрубки трассы на территории городских лесов Санкт-Петербурга Общество, кроме порубочного билета, обязано получить и лесорубочный билет, ошибочен.

В соответствии со статьей 5 Закона Санкт-Петербурга от 21.05.2004 N 254-38 “Об охране зеленых насаждений“ рубка и (или) пересадка, а также любое другое правомерное уничтожение зеленых насаждений в Санкт-Петербурге производится в порядке, установленном правительством Санкт-Петербурга, на основании специального разрешения - порубочного билета, выдаваемого специально уполномоченным правительством Санкт-Петербурга
исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.

Пункт 2 статьи 8 указанного Закона устанавливает административную ответственность для юридических лиц за вырубку деревьев и кустарников без выданного специально уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга порубочного билета в виде административного штрафа от 200 до 300 МРОТ.

Следовательно, вырубка деревьев и кустарников на территории городских лесов Санкт-Петербурга без порубочного билета образует состав правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга “Об охране зеленых насаждений“, а не статьей 8.28 КоАП РФ.

Пунктом 4 указанной статьи установлено, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных абзацем первым пункта 2 статьи 8 указанного Закона Санкт-Петербурга, рассматриваются уполномоченным правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга. Согласно Положению о Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству, утвержденному постановлением правительства Санкт-Петербурга от 24.02.2004 N 222, одной из задач Комитета является осуществление государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов пригородной и лесопарковой зоны Санкт-Петербурга, а в случаях, предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга, Комитету предоставлено право рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кроме того, судом установлено и это подтверждается материалами дела, что Общество располагало разрешениями от 20.10.2005 и от 08.09.2005 на вырубку зеленых насаждений на территории, входящей в зону работ (порубочными билетами). При оформлении разрешений средства на возмещение ущерба, наносимого зеленому фонду, в размере 3625796 руб. оплачены Обществом платежными поручениями от 31.08.2005 N 3863 и от 21.09.2005 N 4167. Установленное судом нарушение порядка оформления порубочного билета от 20.10.2005 в данном случае не может быть расценено как обстоятельство, свидетельствующее о самовольной порубке лесных насаждений.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает правильным отменить обжалуемый судебный акт в части отказа в признании
незаконным оспариваемого постановления относительно виновности заявителя в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ, и наложения на него штрафа в размере 30000 руб., оставив судебный акт в остальной части без изменения в связи с правомерностью вывода суда об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным обязания Общества возместить ущерб, причиненный городским лесам.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.06.2006 по делу N А56-53728/2005 отменить в части отказа в признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу от 02.11.2005 N 22/28-6 о привлечении открытого акционерного общества “Ленгазспецстрой“ к административной ответственности по части 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложении на него административного штрафа в размере 30000 руб.

Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Санкт-Петербургу от 02.11.2005 N 22/28-6 в части признания открытого акционерного общества “Ленгазспецстрой“ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и наложении на него штрафа в размере 30000 руб.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий

МАТЛИНА Е.О.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

МАРЬЯНКОВА Н.В.