Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.09.2006 по делу N А13-15610/2005-20 Суд правомерно взыскал с Департамента финансов субъекта РФ убытки, образовавшиеся у МУП в результате предоставления инвалидам льгот по оплате проезда в общественном пассажирском транспорте, поскольку из материалов дела следует, что на лицевом счете субъекта РФ остались денежные средства, выделенные из федерального бюджета на финансирование указанных льгот.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 12 сентября 2006 года Дело N А13-15610/2005-20“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Афанасьева С.В., судей Сосниной О.Г. и Тарасюка И.М., рассмотрев 12.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2006 по делу N А13-15610/2005-20 (судья Романова А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие “Белозерское автотранспортное предприятие“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Администрации Белозерского муниципального района, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Вологодской области (далее - Управление), Департаменту финансов Вологодской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 250553,2 руб. задолженности,
образовавшейся в результате предоставления в 2004 году гражданам права бесплатного проезда в общественном пассажирском транспорте, предусмотренного Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (далее - Закон).

До принятия судом решения по делу по заявлению истца суд произвел замену Управления на Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ).

Решением от 21.04.2006, законность и обоснованность которого в апелляционном порядке не проверялись, с Департамента финансов за счет казны Вологодской области взыскано в пользу Предприятия 250553,2 руб. задолженности и 6511,06 руб. судебных расходов, в иске к Администрации Белозерского муниципального района и Минфину РФ отказано.

В кассационной жалобе Департамент финансов просит решение, вынесенное, по его мнению, с нарушением норм материального и процессуального права, отменить и производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы ее податель указал на следующее:

- спор неподведомственным арбитражному суду;

- Департамент финансов является ненадлежащим ответчиком по делу;

- взыскание недополученных доходов истца с казны Вологодской области недопустимо, поскольку остатки субвенций на лицевом счете областного бюджета не являются средствами казны области.

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте его слушания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения проверена в кассационном порядке.

Согласно статье 30 Закона в редакции, действовавшей в 2004 г., дети-инвалиды, их родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, а также инвалиды пользуются правом бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси.

Как следует из материалов дела, истец в 2004 году в соответствии с Законом предоставил льготным категориям граждан возможность бесплатного проезда
в общественном пассажирском транспорте. Факт предоставления льгот и размер понесенных в связи с этим расходов подтверждаются материалами дела и ответчиками не оспариваются.

Возникновение в связи с этим у истца убытков послужило основанием для его обращения в суд с настоящим иском.

Довод подателя жалобы о неподведомственности спора арбитражному суду кассационной инстанцией не может быть признан правильным.

Публично-правовое образование, определяя механизм реализации принятых на себя обязательств по социальному обеспечению, предусматривает последующую компенсацию выпадающих доходов предприятиям, предоставившим льготным категориям граждан услуги. Неисполнение обязанности по компенсации влечет возникновение у лица, оказавшего льготные услуги, убытков. Поэтому споры о взыскании таких убытков носят экономический характер и в силу статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны арбитражному суду.

В соответствии со статьей 4 Закона установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов и формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относятся к компетенции федеральных органов власти.

Финансирование указанной льготы осуществлялось в 2004 г. за счет средств федерального бюджета путем выделения средств из Федерального фонда компенсаций.

В связи с тем, что Минфином РФ из бюджета Российской Федерации в бюджет Вологодской области в 2004 г. было выделено 44231201,99 руб. для финансирования льгот по бесплатному проезду инвалидов, а также то, что по состоянию на 01.05.2006 остаток средств на лицевом счете Вологодской области на реализацию Закона составил 4202155,5 руб., суд пришел к правильному выводу о том, что компенсация расходов истца должна быть произведена за счет средств казны Вологодской области.

Ссылка Департамента финансов в кассационной жалобе на то, что находящиеся на лицевом счете областного бюджета остатки выделенных из федерального бюджета субвенций не являются средствами казны области, является
необоснованной.

В соответствии с пунктом 4 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации казну области составляют средства бюджета области и иное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями области.

Согласно статье 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 3 подлежащего применению в 2004 г. Порядка предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию федеральных законов “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536, предусмотрено, что субсидии и субвенции в установленном для исполнения федерального бюджета порядке зачисляются на счета бюджетов субъектов Российской Федерации, открытые в органах федерального казначейства, с отражением их в доходах соответствующих бюджетов.

Таким образом, предоставленные Вологодской области из федерального бюджета средства на реализацию Закона являются частью ее казны.

Довод подателя жалобы о неправомерности взыскания расходов истца с Департамента финансов, кассационной инстанцией не может быть
принят во внимание, поскольку расходы взысканы с Департамента финансов не за счет его собственных средств, а за счет казны Вологодской области, интересы которой и представлял Департамент финансов при рассмотрении настоящего спора.

Ввиду того, что обжалуемое решение принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 21.04.2006 по делу N А13-15610/2005-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АФАНАСЬЕВ С.В.

Судьи

СОСНИНА О.Г.

ТАРАСЮК И.М.