Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11.09.2006 по делу N А56-18654/2005 Суд необоснованно прекратил производство по делу о возврате ООО из федерального бюджета НДС по экспорту, сославшись на то, что сформулированное обществом требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку фактически споры по требованиям о возврате (возмещении) из бюджета сумм налога направлены на признание недействительными актов, незаконными действий (бездействия) налоговых органов и подлежат рассмотрению арбитражным судом как требования имущественного характера.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 сентября 2006 года Дело N А56-18654/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Малышевой Н.Н., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу Миняевой Н.В. (доверенность от 20.06.2006 N 03-06/07608), от общества с ограниченной ответственностью “Форэст“ Калининой С.В. (доверенность от 10.11.2005), рассмотрев 05.09.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью “Форэст“ на определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2006 (судья Левченко Ю.П.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2006 (судьи Горбачева О.В., Будылева М.В., Петренко Т.И.) по делу N
А56-18654/2005,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Форэст“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Санкт-Петербургу (далее - Инспекция) о возврате из федерального бюджета 55592 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по экспорту товаров за первый квартал 2004 года.

Определением от 12.05.2005 заявление Общества оставлено без движения в срок до 01.06.2005. В определении суд указал, что заявителю необходимо уточнить заявленные требования в соответствии со статьей 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно указать на оспаривание ненормативного правового акта налогового органа и доплатить государственную пошлину в размере, соответствующем уточненным требованиям.

Общество 31.05.2005 представило в арбитражный суд уточненное заявление, в котором предмет требования изложен так же, как и в исковом заявлении, оставленном без движения.

Определением от 03.06.2005 заявление Общества возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 129 АПК РФ со ссылкой на то, что Общество в установленный судом срок не устранило обстоятельства, послужившие основанием для оставления искового заявления без движения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.08.2005 определение от 03.06.2005 отменено. Дело направлено в первую инстанцию Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области для рассмотрения по существу.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2006 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ в связи с тем, что сформулированное заявителем требование не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2005 определение от 06.02.2006 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение норм
материального и процессуального права, просит отменить определение от 06.02.2006 и постановление от 13.06.2005, заявленные требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате налога на добавленную стоимость из бюджета. При этом заявление не содержит требования о признании недействительным решения Инспекции об отказе в возврате налога на добавленную стоимость.

Фактически споры по требованиям о возврате (возмещении) из бюджета сумм налогов направлены на признание недействительными актов, незаконными действий (бездействия) налоговых органов по невозврату сумм налогов. Таким образом,
заявление Общества соответствует положениям статей 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации и статей 29 и 198 АПК РФ и подлежит рассмотрению арбитражным судом как требование имущественного характера.

Выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что данное дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, являются ошибочными и не соответствуют положениям статей 29 и 198 АПК РФ.

При таких обстоятельствах определение от 06.02.2006 и постановление от 13.06.2006 следует отменить, а дело направить в первую инстанцию арбитражного суда для рассмотрения по существу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.02.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2006 по делу N А56-18654/2005 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда для рассмотрения по существу.

Председательствующий

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

МАЛЫШЕВА Н.Н.