Решения и определения судов

Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2006, 16.11.2006 по делу N А41-К2-10283/06 Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа удовлетворены правомерно, так как в соответствии с лицензией, выданной истцу, общество вправе осуществлять работы по добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения, абонентов и производства пищевой продукции.

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

9 ноября 2006 г. Дело N А41-К2-10283/0616 ноября 2006 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2006 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2006 г.

Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи М., судей М.Э., Ч., при ведении протокола судебного заседания, секретарем судебного заседания С. при участии в заседании: от истца (заявителя): - О. - начальник договорно-правового отдела, доверенность от 03.04.2006 N 4, от ответчика (должника): - не явился, извещен, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Воскресенску
на решение Арбитражного суда Московской области от 1 августа 2006 г. по делу N А41-К2-10283/06, принятого судьей С.А., по иску (заявлению) Закрытого акционерного общества “Аквасток“ к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Воскресенску Московской области о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Аквасток“ обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Воскресенску о признании недействительными решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения N 1199/1040 от 14.04.2006, требования об уплате налога N 2637 от 18.04.2006, требования об уплате налоговой санкции N 539 от 18.04.2006 и обязать налоговую службу отозвать инкассовое поручение (требование), направленное в Воскресенский филиал банка “Возрождение“ (ОАО).

Решением суда от 1 августа 2006 г. по делу А41-К2-10283/06 заявленные требования удовлетворены.

Законность и обоснованность решения проверяются по апелляционной жалобе Инспекции ФНС РФ по г. Воскресенску, в которой налоговая служба просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.

В обоснование апелляционной жалобы налоговая служба указала, что у налогоплательщика отсутствует подтверждающий целевое назначение использования воды документ - лицензия на водопользование, следовательно, применение льготной ставки при заборе воды для водоснабжения населения неправомерно.

Представленная в ходе проверки лицензия на водопользование N МСК09586ВЭ принадлежит организации МУП “СЭЗ ЖКХ“, а согласно статье 52 Водного кодекса РФ переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому осуществляется на основании распорядительной лицензии, являющейся актом лицензирующего органа в области природопользования. Данная лицензия у ЗАО “Аквасток“ отсутствует.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Инспекции ФНС РФ по г. Воскресенску, извещенного надлежащим образом
о времени и месте судебного разбирательства.

Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Материалами дела установлено: 20.01.2006 ЗАО “Аквасток“ представило в Инспекцию ФНС РФ по г. Воскресенску налоговую декларацию по водному налогу (л.д. 6 - 9 т. 1), на основании которой налоговой службой проведена камеральная налоговая проверка.

В ходе проверки установлена неполная уплата водного налога за 4 квартал 2005 г. в сумме 230985 руб.

Основанием доначисления водного налога явился вывод налоговой службы о том, что Общество неправомерно применяло льготную ставку при заборе воды для водоснабжения населения, сделанный в связи с тем, что условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выданной в установленном порядке МПР России. Если водоснабжение населения осуществляется налогоплательщиком и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.

Налоговая служба указала, что у налогоплательщика отсутствует подтверждающий целевое использование документ - лицензия на водопользования, следовательно, применение льготной ставки при заборе воды для водоснабжение населения неправомерно.

Также в ходе проверки налоговой службой установлено, что представленная Обществом лицензия на водопользование N МСК09586ВЭ принадлежит МУП “СЭЗ ЖКХ“, а согласно статье 52 Водного кодекса РФ переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому осуществляется на основании распорядительной лицензии, являющейся актом лицензирующего органа в области водопользования. Данная лицензия у ЗАО “Аквасток“ отсутствует.

14.04.2006 заместителем руководителя Инспекции ФНС РФ по г. Воскресенску по результатам
рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки принято решение N 1199/1040 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения (л.д. 96 - 99 т. 1).

Данным решением Общество привлечено к налоговой ответственности предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату водного налога, в виде штрафа в сумме 46197 руб.

Обществу доначислен водный налог в сумме 230985 руб. и начислены пени за его несвоевременную уплату - 8407,85 руб.

На основании решения в адрес Общества направлены требования N 2637 об уплате налога по состоянию на 18.04.2006 и N 539 об уплате налоговой санкции от 18.04.2006 со сроками добровольного исполнения до 24.04.2006 (л.д. 3 - 4 т. 1).

03.05.2006 в адрес Воскресенского филиала банка “Возрождение“ (ОАО) налоговой службой направлено инкассовое поручение N 2949 о списании со счета ЗАО “Аквасток“ 230985 руб. (л.д. 20 т. 1).

Посчитав решение N 1199/1040 от 14.04.2006 и выставленные на его основе требования N 2637, N 539 не соответствующими налоговому законодательству, а также неправомерным направление в Воскресенский филиал банка “Возрождение“ (ОАО) инкассового поручения N 2949, ЗАО “Аквасток“ обратилось в суд.

В соответствии со статьей 122 Водного кодекса РФ пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации.

Статьей 333.8 НК РФ определено, что налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) любое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.9 НК РФ предприятие, осуществляя забор воды из поверхностных вод, признается плательщиком водного налога и обязано в силу статьи 333.14 НК
РФ уплачивать налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.

При этом пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

В соответствии со статьей 135 Водного кодекса РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.

Согласно статье 46 Водного кодекса РФ право пользования водными объектами приобретается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с лицензией договора пользования водным объектом.

Лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, по виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям-организациям, для водоснабжения населения и т.д.) и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ на определенный период месяц, год). Утвержденные лимиты указываются в лицензии (пункт 18 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23.03.2005 N 70 “Об утверждении перечня видов специального водопользования“
к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств, в частности, водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов.

На основании договора аренды имущества (зданий, сооружений и транспорта) от 01.09.2005 N 1-А/5, заключенного между ЗАО “Аквасток“ и МУП “Москворецкое жилищно-коммунальное хозяйство“ (л.д. 121 - 122 т. 1), ЗАО “Аквасток“ во временное пользование для использования по целевому назначению по акту приема-передачи от 01.09.2005 переданы здания и сооружения, сети водопроводные и канализационные, транспорт (л.д. 123 - 125 т. 1).

Также 01.09.2006 ЗАО “Аквасток“ заключен с МУП “Москворецкое ЖКХ“ договор N 260/5 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод (л.д. 116 - 117 т. 1).

05.09.2005 Исполнительным директором ЗАО “Аквасток“ утвержден баланс водопотребления и водоотведения на 2005 г., согласованный с Начальником УГХ администрации муниципального образования “Воскресенский район“ (л.д. 106 - 115 т. 1).

Согласно справке Муниципального учреждения “Администрация Воскресенского муниципального района Московской области“ от 10.05.2006 N 2365 ЗАО “Аквасток“ в период с 01.09.2005 по 31.12.2005 являлось единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению в южной и средней частях городского поселения “Воскресенск“ и обеспечивало вышеуказанными услугами население - 85%, прочих потребителей - 15% (л.д. 14 т. 1).

Как
подтверждается материалами дела, ЗАО “Аквасток“ 22.03.2006 обратилось в региональное агентство по недропользованию по Центральному федеральному округу для получения лицензии в связи с созданием на базе ЗАО “Аквасток“ единой службы по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения и передачей в аренду 36 эксплуатируемых артезианских скважин (л.д. 131 т. 1).

В соответствии с пунктом 46 “Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии“, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383 до оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ с 01.01.2005 ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.

С 01.01.2005 Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ “О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации“ норма, предусматривавшая увеличение ставки при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (пунктом 6 статьи 4 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ “О плате за пользование водными объектами“), отменена.

В соответствии со статьей 333.10 НК РФ объем воды, забранной из водного объекта (налоговая база), определяется на основании показаний водоизмерительных приборов отражаемых в журнале первичного
учета использования воды.

Судом первой инстанции обоснованно указано на то, что главой 25.2 Налогового кодекса РФ ее предусмотрена зависимость размера налоговой ставки при заборе воды для населения от наличия либо отсутствия лицензии.

Таким образом, поскольку ЗАО “Аквасток“ осуществляло при отсутствии лицензии услуги по водоснабжению населения, которые являются социально значимыми, то ЗАО “Аквасток“ обоснованно и правильно применил ставку 70 руб. за 1 тыс. куб. метров.

Кроме того, в соответствии с лицензией N МСК01161ВЭ, выданной ЗАО “Аквасток“, Общество вправе осуществлять работы по добыче питьевых подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения и технологического обеспечения водой собственного предприятия, населения, абонентов и производства пищевой продукции.

Следовательно, у налоговой службы отсутствовали законные основания для доначисления ЗАО “Аквасток“ водного налога.

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.

Согласно пункту 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ“ при применении статьи 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действий или бездействия).

Поскольку размер платы за пользование водными объектами налогоплательщиком исчислен правильно, то ИФНС России по г. Воскресенску МО не имел правовых оснований доначисления платы за пользование водными объектами, начисления пени и для привлечения ЗАО “Аквасток“ к налоговой ответственности по п. 1
ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа.

Учитывая данные обстоятельства, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 176, 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 1 августа 2006 г. по делу А41-К2-10283/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по г. Воскресенску без удовлетворения.