Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.07.2006 по делу N А42-35/2006 Суд прекратил производство по делу о взыскании с организаций налоговых санкций, размер которых не превышает 50000 руб., в связи с введением с 01.01.2006 внесудебного порядка их взыскания, отклонив довод ИФНС о правомерности обращения в суд с указанным требованием, обоснованный пропуском установленного ст. 46 НК РФ срока принятия решения о взыскании штрафа, поскольку в данном случае привлечение к ответственности может быть осуществлено до истечения срока давности, установленного ст. 113 НК РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июля 2006 года Дело N А42-35/2006“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Морозовой Н.А., рассмотрев 27.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.2006 по делу N А42-35/2006 (судья Сигаева Т.К.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Серебрянка“ (далее - Общество) 5000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Определением суда от 28.03.2006
производство по делу прекращено.

В апелляционном порядке определение не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно прекратил производство по делу в связи с тем, что с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусматривается взыскание с налогоплательщиков-организаций штрафов в размере до 50000 руб. во внесудебном порядке. Инспекция указывает на то, что поскольку ею пропущен установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ срок для принятия решения о взыскании налоговой санкции, то в порядке названной статьи налоговый орган правомерно обратился с заявлением в суд.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 04.07.2005 налоговый орган получил сообщение филиала “ВИП-БАНК Мурманск“ об открытии Обществом 30.06.2005 банковского счета.

Инспекция установила, что в предусмотренный пунктом 2 статьи 23 НК РФ срок налогоплательщик не сообщил ей об открытии банковского счета, о чем составила акт от 20.07.2005. В связи с выявленным правонарушением налоговый орган принял решение от 04.08.2005, которым привлек Общество к ответственности, предусмотренной статьей 118 НК РФ, в виде штрафа в сумме
5000 руб.

Налогоплательщик добровольно штраф не уплатил, что послужило Инспекции основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании налоговых санкций.

Суд первой инстанции прекратил производство по делу, установив, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку с 01.01.2006 Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен внесудебный порядок взыскания с налогоплательщиков санкций, не превышающих определенного размера.

Кассационная коллегия не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого определения.

Согласно части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.

В силу пункта 7 статьи 114 НК РФ (в редакции Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ) налоговая санкция взыскивается с налогоплательщика на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному
налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах.

В статье 103.1 НК РФ (введена Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа. Согласно пункту 1 названной статьи в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103.1 НК РФ до обращения решения о взыскании налоговой санкции к принудительному исполнению налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) - организации или индивидуальному предпринимателю добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. В случае, если налогоплательщик (иное лицо) - организация или индивидуальный предприниматель добровольно не уплатили сумму налоговой санкции в срок, указанный в требовании о ее уплате, решение о взыскании налоговой санкции вступает в законную силу и обращается к принудительному исполнению.

Из пунктов 7 и 8 статьи 103.1 НК РФ следует, что решение о взыскании налоговой санкции обращается к исполнению путем направления в течение пяти дней со дня вступления его в законную
силу соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“. В тот же срок копия указанного постановления направляется лицу, привлекаемому к ответственности за совершение налогового правонарушения. Принудительное исполнение решения о взыскании налоговой санкции производится в порядке, установленном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“.

Из материалов дела видно, что заявление Инспекции о взыскании с налогоплательщика 5000 руб. штрафа направлено в Арбитражный суд Мурманской области 10.01.2006.

Таким образом, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ и пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.02.2006 N 105, вынес правомерное определение о прекращении производства по делу.

В силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Кассационная коллегия отклоняет ссылку подателя жалобы на положения статьи 46 НК РФ, устанавливающие порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщиков в банках. При этом Инспекция указывает на пункт 10 статьи 101.1 НК РФ, содержащий прямую отсылку к статьям 46 - 48 НК РФ.

Данные нормы не могут быть применены в рассматриваемом случае, поскольку статьей 101.1 НК РФ регламентируется порядок производства по делам о нарушениях
законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сбора или налоговыми агентами, к которым Общество не относится.

К спорным правоотношениям подлежат применению статья 103.1 и пункт 7 статьи 114 НК РФ, которые не содержат отсылок к статье 46 НК РФ, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков. Положение пункта 3 статьи 46 НК РФ о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.

Привлечение к налоговой ответственности должно быть осуществлено до истечения срока давности, установленного статьей 113 НК РФ.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в постановлении от 22.06.2006 N 30 занял аналогичную позицию и отметил, что взыскание не уплаченных добровольно сумм налоговых санкций в пределах, определенных абзацем первым пункта 7 статьи 114 и пунктом 1 статьи 103.1 НК РФ, применительно к подпункту 3 пункта 1 статьи 14 Федерального закона “Об исполнительном производстве“ может быть осуществлено в течение шести месяцев путем направления судебному приставу-исполнителю соответствующих документов. При решении вопроса о начале исчисления указанного срока необходимо руководствоваться тем же подходом, что и при определении начала исчисления срока взыскания сумм налоговых санкций в судебном порядке.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей
290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

определение Арбитражного суда Мурманской области от 28.03.2006 по делу N А42-35/2006 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

МУНТЯН Л.Б.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

МОРОЗОВА Н.А.