Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.07.2006 по делу N А42-13981/04-12 Суд правомерно удовлетворил требования ФОМС о взыскании с администрации МО пеней по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения, поскольку материалами дела подтверждается, что администрация уплатила названные страховые взносы в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 июля 2006 года Дело N А42-13981/04-12“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Бухарцева С.Н., Кочеровой Л.И., при участии в судебном заседании от Администрации Муниципального образования город Оленегорск Мурманской области - Дорониной С.А. (доверенность от 16.02.2006 N 01-197), рассмотрев 25.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Оленегорск Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2006 (судья Каширская С.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А42-13981/04-12,

УСТАНОВИЛ:

Мурманский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) обратился
в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Администрации муниципального образования город Оленегорск Мурманской области (далее - Администрация) 3435765 руб. недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование неработающего населения и 2457481 руб. 77 коп. пеней.

Решением суда от 14.04.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.07.2005, в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.10.2005 решение от 14.04.2005 и постановление от 18.07.2005 отменены в части отказа во взыскании с Администрации 2457481 руб. 77 коп. пеней, дело в этой части направлено в суд первой инстанции. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.

При новом рассмотрении дела Фонд уточнил требования и просил взыскать с Администрации 1757252 руб. пеней.

Решением суда от 17.01.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.05.2006, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит отменить решение от 17.01.2006 и постановление от 02.05.2006 и отказать Фонду в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не учел довод Администрации об отсутствии вины в несвоевременном исполнении обязательства по перечислению страховых взносов и не освободил ее от уплаты пеней.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы.

Фонд извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует
из материалов дела, Фондом проведена проверка платежей Администрации в территориальный фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2001 по 31.12.2003. По результатам проверки составлен акт от 09.08.2004 N 18 и вынесено решение от 30.08.2004 N 18 о привлечении плательщика страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения к ответственности за неполное (несвоевременное) перечисление страховых взносов. Данным решением Фонд предложил Администрации уплатить в срок, указанный в требовании от 06.09.2004 N 18, недоимку по страховым взносам в сумме 8799630 руб. и 1018126 руб. 29 коп. пеней.

Поскольку требование об уплате недоимки и пеней Администрацией в добровольном порядке не исполнено, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Из материалов дела видно, что 06.04.2001 Администрацией и Фондом заключен договор обязательного медицинского страхования неработающих граждан N 54-566, по условиям которого Администрация принимает на себя обязательства по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающих граждан в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 N 4543-1 (далее - Положение), и Инструкцией о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018 (далее - Инструкция).

Размер, сроки и порядок внесения страховых взносов определены разделом 2 указанного договора, пунктом 11 которого установлено, что взносы перечисляются на счет территориального фонда ежемесячно.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 N 1499-1
“О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 Положения платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.

Органы исполнительной власти перечисляют страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения муниципального образования ежемесячно в размере 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации, не позднее 25-го числа текущего месяца (абзац 6 пункта 5 Положения).

В силу пунктов 3, 5, 7 Положения и пунктов 13, 20 Инструкции платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения осуществляются ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах. По истечении установленных сроков уплаты страховых взносов (платежей) невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пеней.

В пункте 22 Инструкции указано, что начисление пеней производится начиная со следующего дня по истечении срока уплаты страховых взносов (платежей) и по день уплаты включительно.

Поскольку в данном случае Администрация не отрицает факт уплаты страховых взносов в спорный период с нарушением установленных сроков, суд первой инстанции правомерно взыскал 1757252 руб. пеней, начисленных за их несвоевременную уплату.

Довод кассационной жалобы о том, что задержка уплаты страховых взносов произошла по не зависящим от Администрации обстоятельствам, в результате отсутствия денежных средств, не может быть принят судом кассационной инстанции.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.04.2003 N 131-О,
вопросы отсутствия денежных средств или несвоевременного финансирования, как относящиеся к сфере межбюджетных отношений, решаются в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации (статьи 139 и 141). В такой ситуации органы местного самоуправления могут обратиться за финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации либо воспользоваться правом на судебную защиту, гарантированным им статьей 133 Конституции Российской Федерации.

При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права и оснований для их отмены не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Мурманской области от 17.01.2006 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.05.2006 по делу N А42-13981/04-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования город Оленегорск Мурманской области - без удовлетворения.

Председательствующий

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

Судьи

БУХАРЦЕВ С.Н.

КОЧЕРОВА Л.И.