Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.07.2006 по делу N А26-6292/2005-13 Поскольку в материалах дела о взыскании убытков, понесенных МУП в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам школы, отсутствуют доказательства наличия фактических затрат субъекта РФ на возмещение предприятию названных расходов, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования за счет казны субъекта РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 июля 2006 года Дело N А26-6292/2005-13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кустова А.А., судей Афанасьева С.В., Сосниной О.Г., при участии от Министерства финансов Республики Карелия Пахоменко Р.В. (доверенность от 10.01.2006), рассмотрев 11.07.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2005 (судья Мельник А.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2006 (судьи Барканова Я.В., Горшелев В.В., Серикова И.А.) по делу N А26-6292/2005-13,

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства “Тулема“ (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Министерству финансов Республики Карелия
(далее - Минфин РК) о взыскании 378594 руб. 82 коп. убытков, понесенных истцом в связи с предоставлением льгот по оплате электроэнергии педагогическим работникам школы в 2004 году.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия, администрация местного самоуправления г. Питкяранта, районное финансовое управление г. Питкяранта и Салминская поселковая администрация.

Определением от 18.10.2005 Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Республике Карелия, администрация местного самоуправления г. Питкяранта, районное финансовое управление г. Питкяранта и Салминская поселковая администрация привлечены к участию в деле в качестве ответчиков.

В судебном заседании истец уточнил размер исковых требований и просил взыскать с надлежащего ответчика 303822 руб. 42 коп.

Решением от 05.12.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 13.04.2006, исковые требования Предприятия удовлетворены частично путем взыскания с Минфина РК за счет казны Республики Карелия 218833 руб. 22 коп. В остальной части иска и в иске к остальным ответчикам отказано.

В кассационной жалобе Минфин РК просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационной инстанции.

Как следует из материалов дела, истец в 2004 году в соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, пунктом 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, предоставлял педагогическим работникам льготу по оплате отопления и технического обслуживания, в связи с чем предъявил требование о взыскании 303822 руб. 42 коп. убытков.

Факт предоставления льгот в заявленном размере подтвержден материалами дела, в том числе списками граждан, имеющих право на льготы,
счетами-фактурами, другими документами.

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.1930 “О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках“ предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

В соответствии со статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов, пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

Согласно пункту 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“ педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Статьей 5 Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу.

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации “Об образовании“, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правил).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что компенсации подлежат фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затраты на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов
субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Согласно пункту 3 Правил Минфин Российской Федерации предоставляет субсидии на основании ежеквартально представляемых субъектами Российской Федерации отчетов о расходах, фактически произведенных на указанные в пункте 2 Правил цели.

С учетом вышеизложенного кассационная инстанция считает, что механизм и источники компенсации расходов, понесенных организациями, предоставившими льготу, указанным постановлением установлен, а потому расходы Предприятия по предоставлению льгот рассматриваемой категории граждан должны возмещаться за счет казны субъекта Российской Федерации.

Вышеуказанные Правила предусматривают порядок предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.

В порядке, установленном пунктами 4 и 5 Правил, субсидии перечисляются органами федерального казначейства на балансовый счет субъекта Российской Федерации и расходуются органами власти субъектов Российской Федерации самостоятельно в соответствии с их бюджетным законодательством.

Учитывая, что в материалах дела отсутствуют доказательства наличия фактических затрат Республики Карелия на возмещение истцу расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот педагогическим работникам, исковые требования Предприятия должны быть удовлетворены за счет казны Республики Карелия.

Кассационная инстанция считает обоснованным вывод суда о том, что размер подлежащей взысканию суммы должен быть уменьшен на сумму налога на добавленную стоимость.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
13.04.2006 по делу N А26-6292/2005-13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства финансов Республики Карелия - без удовлетворения.

Меры по приостановлению исполнения решения Арбитражного суда Республики Карелия от 05.12.2005 по названному делу, принятые определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.06.2006, отменить.

Председательствующий

КУСТОВ А.А.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

СОСНИНА О.Г.