Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.06.2006 по делу N А05-18649/2005-28 Суд неправомерно признал недействительным требование налоговой инспекции в части уплаты пеней по ЕСН, указав, что пени за несвоевременную уплату ежемесячных авансовых платежей по данному налогу могут быть начислены по итогам отчетных периодов, а не помесячно, поскольку уплата пеней связывается законодателем не с отчетным периодом, а с днем уплаты налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 июня 2006 года Дело N А05-18649/2005-28“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Дмитриева В.В., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 14.06.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2006 по делу N А05-18649/2005-28 (судья Скворцов В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Красная кузница“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным требования Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - Инспекция) N 135326 об уплате налога по состоянию на 08.09.2005, включающее в себя суммы пеней по единому
социальному налогу (далее - ЕСН), налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), налогу на имущество и земельному налогу.

С учетом заявленных обществом уточненных требований, решением от 07.02.2006 суд прекратил производство по делу по эпизоду признания недействительным оспариваемого требования в части пунктов 4, 7, 8, 9, 10 полностью, по пункту 3 в части, превышающей 1814 руб. 66 коп., по пункту 6 в части, превышающей 14823 руб. 72 коп.

Требования в части признания недействительными пунктов 1 и 2 оспариваемого требования суд выделил в отдельное производство с присвоением делу N А05-2911/2006-28 и приостановил до вступления в законную силу судебного акта по данному делу.

Суд признал недействительным оспариваемое требование в части:

- пункта 3 (частично) - в сумме 1814 руб. 66 коп. пеней по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

- пункт 5 (полностью) - в сумме 1122150 руб. 88 коп. пеней по НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ;

- пункт 6 (частично) - в сумме 14823 руб. 72 коп. пеней по НДС, на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда от 07.02.2006 в части признания недействительным пункта 3 оспариваемого требования и принять по делу новый судебный акт.

По мнению инспекции, решение суда принято с нарушением пунктов 1, 3 статьи 243 НК РФ и пункта 20 Постановления Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, так как “в данном случае авансовый платеж по ЕСН исчислялся по итогам месяца и занижение налога устанавливалось помесячно“.

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о месте и времени слушания
дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Кассационная коллегия, изучив материалы дела и доводы жалобы Инспекции, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, установила следующее.

Согласно материалам дела 27.09.2005 общество получило требование об уплате налога N 135326 по состоянию на 08.09.2005, в соответствии с которым налогоплательщику предложено в срок до 28.09.2005 уплатить пени в сумме 1365817 руб. 92 коп.

Общество обратилось в суд с заявлением о признании данного требования Инспекции недействительным, в том числе и в части 1814 руб. 66 коп. пеней по авансовым платежам по ЕСН за апрель, май, июнь 2005 года. Сторонами не оспаривался уточненный размер пеней по пункту 3 оспариваемого требования.

Суд первой инстанции согласился с доводами Общества и удовлетворил его заявление в данной части, указав в решении на то, что пени могут быть начислены за несвоевременную уплату авансовых платежей по ЕСН, определенных по итогам отчетных периодов - первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года, а не помесячно.

Кассационная коллегия считает, что данный вывод суда первой инстанции не соответствует положениям статьи 243 НК РФ, определяющей порядок исчисления и сроки уплаты единого социального налога налогоплательщиками - работодателями.

Статьей 240 НК РФ предусмотрено, что налоговым периодом по единому социальному налогу признается календарный год. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

В то же время статья 243 НК РФ предусматривает ежемесячную уплату единого социального налога. Названной статьей определен порядок исчисления ежемесячных авансовых платежей и срок их уплаты.

Согласно абзацу 1 пункта 3 статьи 243 НК РФ в течение отчетного периода по итогам каждого
календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по единому социальному налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.

В силу абзаца 2 указанной статьи срок уплаты ежемесячных авансовых платежей - не позднее 15-го числа следующего месяца.

По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по ЕСН.

В абзаце 2 пункта 2 статьи 243 НК РФ предусмотрено, что сумма налога (сумма авансового платежа по налогу), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“. При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.

Одновременно в абзаце 4 пункта 3 статьи 243 НК РФ установлено правило, согласно которому, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса
за тот же период, то эта разница признается занижением суммы единого социального налога, подлежащего уплате, с 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по этому налогу.

Из приведенных норм следует, что уплата единого социального налога производится посредством внесения ежемесячных авансовых платежей в течение отчетного (налогового) периода, исчисленных исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки единого социального налога.

Следовательно, в случае несвоевременной или неполной уплаты ежемесячных авансовых платежей по единому социальному налогу пени начисляются после представления расчета авансовых платежей (декларации по налогу), со дня, следующего за установленным законодательством о налогах и сборах сроком уплаты ежемесячных авансовых платежей, то есть с 16-го числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации при уплате налога с нарушением установленного срока его уплаты, налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с пунктами 1, 3, 5 статьи 75 НК РФ в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроками налогоплательщик должен уплатить пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 04.07.2002 N 200-О, анализ статьи 75 в целом, а также других положений Налогового кодекса Российской
Федерации приводит к выводу о том, что уплата пеней связывается законодателем не с налоговым или отчетным периодом, а с днем уплаты налога, установленным законодательным актом об этом налоге: обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45); сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (пункт 1 статьи 57); эти сроки определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить, либо на действие, которое должно быть совершено (пункт 3 статьи 57); подлежащая уплате сумма налога уплачивается в установленные сроки (пункт 2 статьи 58).

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что решение суда от 07.02.2006 по данному эпизоду, принятое с нарушением норм материального права, следует отменить и отказать в удовлетворении заявления Общества в части признания недействительным пункта 3 требования об уплате налога N 135326 в части начисления 1814 руб. 66 коп. пени по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, согласно пункту 2 части 1 статьи 287, частям 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286 и пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 07.02.2006 по делу N А05-18649/2005-28 отменить в части признания недействительным пункта 3 требования об уплате налога N 135326 в части начисления 1814 руб. 66 коп. пени по ЕСН, зачисляемому в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

В этой части в удовлетворении заявления открытого акционерного общества
“Красная кузница“ - отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества “Красная кузница“ в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

САМСОНОВА Л.А.

Судьи

ДМИТРИЕВ В.В.

КУЗНЕЦОВА Н.Г.