Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.06.2006 по делу N А52-6006/2005/2 Признавая незаконным бездействие ИФНС, выразившееся в неначислении процентов за несвоевременный возврат обществу НДС, суд указал, что последние выплачиваются в порядке, аналогичном порядку возмещения налога, путем вынесения инспекцией решения (заключения), направляемого в органы федерального казначейства для исполнения путем выплаты налогоплательщику причитающихся сумм за счет средств бюджета, следовательно, именно налоговый орган должен обеспечить выплату процентов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 июня 2006 года Дело N А52-6006/2005/2“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кочеровой Л.И., судей Зубаревой Н.А., Малышевой Н.Н., рассмотрев 08.06.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 25.01.06 по делу N А52-6006/2005/2 (судья Радионова И.М.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Одрекс“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением (с учетом уточнений) о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области (далее - Инспекция), выразившегося в неначислении процентов за
несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость за апрель 2005 года и обязании Инспекции принять решение о начислении и выплате обществу 370,18 руб. процентов.

Решением от 25.01.06 суд удовлетворил заявленные обществом требования.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда и отказать заявителю в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что налоговый орган не обязан принимать решение о начислении процентов, поскольку пункт 3 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) не содержит прямого указания на такое действие Инспекции.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Согласно материалам дела общество 17.05.05 представило в налоговый орган декларацию за апрель 2005 года (внутренний рынок) и заявление о возврате на счет налогоплательщика 557467 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), заявленного к уменьшению за указанный период.

Инспекция вынесла 06.09.05 заключение N 3451 о возврате обществу 256359,98 руб. налога, на основании которого соответствующий орган Федерального казначейства возвратил налогоплательщику указанную сумму налога платежным поручением от 08.09.05 N 526.

Считая, что налоговый орган нарушил сроки возврата НДС, установленные пунктом 3 статьи 176 НК РФ, и не начислил проценты на несвоевременно возвращенную сумму налога, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на
установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.

В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных статьей 172 НК РФ, и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 2 пункта 1 статьи 146 НК РФ, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 176 НК РФ указанная сумма направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, подлежащих зачислению в тот же бюджет. Налоговые органы производят зачет самостоятельно.

По истечении трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

Налоговый орган в течение двух недель после получения заявления принимает решение о возврате указанной суммы налогоплательщику из соответствующего бюджета и в тот же срок направляет решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства, который осуществляет возврат указанных сумм в течение двух недель, считая со дня получения решения налогового органа. В случае, если такое решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой
получения такого решения признается восьмой день, считая со дня направления такого решения налоговым органом.

При нарушении сроков, установленных пунктом 3 статьи 176 НК РФ, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из одной трехсот шестидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки.

Из анализа приведенных норм права следует, что проценты на сумму несвоевременно возвращенного налога выплачиваются в порядке, аналогичном порядку возмещения налога на добавленную стоимость, о чем указывается в соответствующем решении (заключении) Инспекции, направляемом в органы федерального казначейства для исполнения этого решения путем выплаты причитающихся налогоплательщику сумм за счет средств бюджета. Указанное следует из совместного приказа Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации от 12.09.2001 N БГ-3-10/345; 74н “О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость“.

Таким образом, именно инспекция обязана обеспечить выплату налогоплательщику процентов, предусмотренных в рассматриваемом случае пунктом 3 статьи 176 НК РФ, одновременно с возвратом из бюджета суммы налога на добавленную стоимость путем направления в органы федерального казначейства соответствующего заключения.

Поскольку в данном случае Инспекция не оспаривает несвоевременность возврата обществу 256359,98 руб. налога за апрель 2005 года на 4 дня и согласна с расчетом процентов, представленным обществом, суд первой инстанции правомерно обязал Инспекцию принять решение о выплате 370,18 руб. процентов на сумму несвоевременно возвращенного налога.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Псковской области от 25.01.06 по делу N
А52-6006/2005/2 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Псковской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОЧЕРОВА Л.И.

Судьи

ЗУБАРЕВА Н.А.

МАЛЫШЕВА Н.Н.