Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2006 по делу N А42-6900/2005 Довод ИФНС о неправомерном предъявлении налогоплательщиком к вычету сумм НДС, уплаченных по счетам-фактурам, выставленным поставщиками товаров, не состоящими на налоговом учете по месту государственной регистрации, необоснован, поскольку счета-фактуры составлены в соответствии с требованиями НК РФ и содержат все необходимые реквизиты и сведения, а в материалах дела отсутствуют доказательства недобросовестности налогоплательщика.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 мая 2006 года Дело N А42-6900/2005“
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Боглачевой Е.В., судей Мунтян Л.Б., Пастуховой М.В., рассмотрев 24.05.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску на решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.05 по делу N А42-6900/2005 (судья Драчева Н.И.),
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Мурманску (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Ф.И.О. 131917 руб. 28 коп., из них 107670 руб. недоимки по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за IV квартал 2004 года, 2713 руб. 28 коп. пеней и 21534 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 21.11.05 Инспекции отказано в удовлетворении заявления.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение от 21.11.05 и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы указывает на то, что заявитель документально не подтвердил право на возмещение 107670 руб. НДС. В обоснование Инспекция ссылается на результаты встречных проверок поставщиков приобретенного предпринимателем товара - ООО “Дионис“ и ООО “Лада автозапчасть“, в ходе которых установлено, что они не состоят на налоговом учете по месту государственной регистрации, идентификационные номера налогоплательщиков в базе данных Единого государственного реестра налогоплательщиков и Единого государственного реестра юридических лиц не значатся, в связи с чем “счета-фактуры, выставленные налогоплательщику от имени несуществующей организации, подложны, фактически оформлены не организацией-налогоплательщиком, а лицом, правовой статус которого не известен“.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Мелексенко Ю.Г. представил в Инспекцию налоговую декларацию по НДС за IV квартал 2004 года, в которой заявил к возмещению из бюджета 197127 руб. налоговых вычетов.
В ходе проверки налоговый орган, ссылаясь на результаты встречных проверок поставщиков, установил, что сделки заключены с фактически несуществующими организациями, а следовательно, счета-фактуры, выставленные несуществующим юридическим лицом и содержащие недостоверные данные о продавце товара, не могут служить доказательством фактической уплаты ему НДС. Данные обстоятельства послужили основанием для исключения налоговым органом 107670 руб. НДС из состава налоговых вычетов, заявленных в декларации за IV квартал 2004 года, как документально неподтвержденных.
Решением от 24.03.05 N 37/3/1065 Инспекция привлекла Мелексенко Ю.Г. к ответственности в виде взыскания 21534 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ. В решении предпринимателю также предложено уплатить 107670 руб. НДС и 2713 руб. 28 коп. пеней.
Налогоплательщик не исполнил в добровольном порядке требование от 24.03.05 N 37/3 об уплате налога и налоговых санкций, в связи с чем Инспекция обратилась с заявлением о взыскании доначисленных налога, пеней и штрафа в арбитражный суд.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 НК РФ налоговые вычеты.
В пункте 2 статьи 171 НК РФ указано, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
Таким образом, условиями применения вычетов по НДС являются фактическая оплата приобретенных товаров, их оприходование и наличие счета-фактуры, выписанного поставщиком товаров с соблюдением требований статьи 169 НК РФ.
В силу пункта 1 статьи 169 НК РФ счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Перечень сведений, которые должны быть указаны в счете-фактуре, приведен в пункте 5 статьи 169 НК РФ. Согласно пункту 2 статьи 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
Как видно из материалов дела, Мелексенко Ю.Г. приобретал товары у ООО “Дионис“ и ООО “Лада автозапчасть“. Для подтверждения права на вычет по НДС предприниматель представил в налоговый орган счета-фактуры и платежные документы, подтверждающие уплату им сумм НДС при приобретении товаров в составе стоимости приобретенных товаров. Уплата сумм НДС при приобретении товаров, принятие их на учет и наличие у Мелексенко Ю.Г. соответствующих первичных документов установлены судом и не оспариваются Инспекцией.
Суд оценил представленные предпринимателем счета-фактуры и признал, что они составлены в соответствии с требованиями статьи 169 НК РФ и содержат все необходимые реквизиты и сведения, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 169 НК РФ.
Суд отклонил ссылку налогового органа на обстоятельства, свидетельствующие о недостоверности содержащихся в счетах-фактурах сведений, указав, что из разъяснений, данных Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.10.03 N 329-О, можно сделать вывод, что налогоплательщик не несет ответственности за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.
Доказательства недобросовестности предпринимателя, согласованности его действий с действиями поставщиков, направленность этих действий на незаконное возмещение НДС из бюджета судом не установлены.
Доводы жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, которые оценены судом первой инстанции с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы Инспекции, а решение суда от 21.11.05 считает законным и обоснованным.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 21.11.05 по делу N А42-6900/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Мурманску - без удовлетворения.
Председательствующий
БОГЛАЧЕВА Е.В.
Судьи
МУНТЯН Л.Б.
ПАСТУХОВА М.В.