Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.11.2006, 08.12.2006 по делу N А40-30597/06-75-197 Для применения налоговых вычетов по НДС по приобретенным товарам необходимо единовременное выполнение следующих условий: предъявление налога налогоплательщику, наличие счета-фактуры, фактическая уплата налога, приобретение товара для использования в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и его принятие к учету.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

3 ноября 2006 г. Дело N А40-30597/06-75-1978 декабря 2006 г. “

(извлечение)

Полный текст решения изготовлен 03.11.2006.

Арбитражный суд г. Москвы в составе судьи Н., при ведении протокола судебного заседания судьей Н., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО “Гейдельсберг - СНГ“ к Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве о признании незаконным решения от 30.01.2006 N 15-14/26, при участии: от заявителя: Х., доверенность от 01.12.2005 без N, ответчика: С. доверенность от 14.07.2005, N 05-20/15845, удостоверение УР N 005321 от 10.06.2005

УСТАНОВИЛ:

общество с ограниченной ответственностью “Гейдельсберг-СНГ“ (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы
с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве (далее - Инспекция, налоговый орган) от 30.01.2006 N 15-14/26 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“.

В обоснование требований заявитель указал, что согласно пункту 33 Приказа ГТК России от 21.07.2003 N 806 “Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ)“ подтверждением фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь являются отметки внутренней таможни - штамп “Выпуск разрешен“ на таможенной декларации, проставление в указанной ситуации отметок “Ввоз подтвержден“ действующим порядком не предусмотрено; спорные суммы налога приняты к вычету с соблюдением требований ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 при фактической оплате приобретаемых товаров после занесения необходимых записей в книгу покупок за сентябрь 2005 года.

Инспекция предъявленные к ней требования не признала по доводам, аналогичным изложенным в оспариваемом решении от 30.01.2006 N 15-14/26, указала, в результате допущенных обществом нарушений сумма налоговых вычетов, отраженная по строке 380 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2005 года исчислена неправомерно.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные доказательства, суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Как следует из материалов дела общество является импортером полиграфического оборудования, осуществляет его ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и таможенное оформление; в дальнейшем реализует его российским лицам.

28.10.2005 обществом представлена в Инспекцию уточненная декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) (т. 3 л.д. 109), в
соответствии с которой налогооблагаемая база по НДС составила 534030290 руб., с нее исчислен налог в размере 89423732 руб. (строка 300 декларации); в декларации заявлены вычеты в общей сумме 91346205 руб. (строка 380), из которых: 11736763 руб. - сумма налога, предъявленная налогоплательщику и уплаченная им при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) (строки 310, 317); 39014032 руб. - сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации (строки 330, 331); 40494714 руб. - сумма налога, исчисленная и уплаченная с сумм авансовых или иных платежей, подлежащая вычету после даты реализации соответствующих товаров (работ, услуг); 100696 руб. - сумма налога, уплаченная в бюджет налогоплательщиком в качестве покупателя - налогового агента, подлежащая вычету (строка 350). С учетом примененного вычета итог декларации - сумма налога к уменьшению за период в сумме 1922473 руб. (строка 400, 440) (т. 3 л.д. 110 - 120). Спорным по настоящему делу является вычет по НДС в размере 46285967 руб. (39014032 руб. по строке 331 и 7271935 руб. из строки 317).

По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за сентябрь 2005 г. и представленных документов по требованию от 26.10.2005 N 15-17/25259 Инспекцией принято решение от 30.01.2006 N 15-14/26 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, которым отказано в подтверждении налоговых вычетов в сумме 46285967 руб., начислен НДС в размере 44363494 руб., отказано в НДС в размере 1922473 руб., исчисленной к уменьшению за период; уменьшены на исчисленные в завышенных размерах суммы налога, подлежащего к уменьшению уплаты в бюджет в размере 1922473 руб., предложено внести
необходимые изменения в бухгалтерский учет.

Из оспариваемого решения следует, что сумма неподтвержденного вычета в размере 46285967 руб., состоит из суммы налога, уплаченного таможенным органам и предъявленного к вычету, 39014032 руб. (строка 331 декларации) и суммы налога 7271935 руб., уплаченного поставщикам на основании 133 счетов-фактур согласно приложению N 1 к оспариваемому решению (т. 3 л.д. 130 - 132) (частично строка 317).

Судом исследованы и признаны неосновательными изложенные в решении мотивы отказа в подтверждении спорных вычетов и начисления налога.

В отношении суммы 39014032 руб. Инспекция в своем решении указала, что сумма налога, уплаченная налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и подлежащая вычету не подтверждается, поскольку на представленных обществом в ее подтверждение грузовых таможенных декларациях (далее - ГТД) отсутствуют отметки таможенного органа, через который товар был ввезен на территорию Российской Федерации “Ввоз подтвержден“.

Статьями 171, 172 НК РФ установлен исчерпывающий перечень условий, выполнение которых необходимо для применения налоговых вычетов. В частности согласно абзацу 2 п. 1 ст. 172 НК РФ вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов. Конкретный перечень документов, подтверждающих уплату НДС таможенным органам законодательством о налогах и сборах не предусмотрен, в силу ст. 11 НК РФ он следует из положений таможенного законодательства.

Согласно статьям 149 и 164 Таможенного кодекса Российской Федерации условием выпуска товаров для свободного обращения является уплата таможенных пошлин, налогов и
внесение иных таможенных платежей, которые уплачиваются до принятия или одновременно с принятием таможенной декларации. В соответствии с Указанием ГТК России от 10.12.1996 N 01-14/1344 “Об уплате таможенных платежей“, таможенные органы обязаны “производить таможенное оформление товаров только при условии фактического поступления подлежащих уплате сумм таможенных платежей на счета таможенного органа, за исключением случаев, когда плательщику предоставляется отсрочка или рассрочка уплаты таких платежей“.

Из представленных заявителем в материалы дела копий ГТД (т. 3 л.д. 135 - 142; т. 4 л.д. 1 - 143; т. 5 л.д. 1 - 134; т. 6 л.д. 1 - 21) следует, что ввезенные товары были оформлены в таможенном режиме “выпуск для свободного обращения“ (Им 40), что подтверждается штампами Шереметьевской и Центральной акцизной таможен “Выпуск разрешен“, при этом в графе 47 ГТД “исчисление таможенных пошлин и сборов“ имеется расчет таможенных платежей, уплаченных при оформлении товара, который включает в себя расчет НДС (код 33 по Классификатору видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, по ставке 18%). Факт уплаты таможенных платежей (и в их составе НДС) подтвержден представленными в материалы дела копиями платежных поручений и заявлений на перевод в иностранной валюте (т. 5 л.д. 135 - 149), имеющими все необходимые отметки таможенного органа с указанием реквизитов ГТД по которым зачтены суммы перечисленных на счет таможенного органа авансовых платежей.

Судом не принимается довод налогового органа о том, что заявителем не подтвержден факт ввоза товаров на таможенную территорию, поскольку факт ввоза товаров обществом и оформления их в таможенном режиме выпуска в свободное обращение подтверждается представленными в материалы дела копиями
ГТД с отметками таможенных органов, осуществивших таможенное оформление, “Выпуск разрешен“.

Ссылка Инспекции на отсутствие на ГТД отметок таможенных органов “Ввоз подтвержден“, предусмотренных п. п. 30, 31 раздела IV Инструкции о подтверждении фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации) к Приказу ГТК России от 21.07.2003 N 806, признана судом необоснованной, поскольку указанная Инструкция, согласно ст. 1 НК РФ не относится к акту законодательства о налогах и сборах, и, следовательно, ссылка на нее не может являться основанием для в подтверждении вычетов по НДС. Кроме того, данная отметка проставляется на документах, сопровождающих груз при его движении в таможню назначения, и в силу очевидных причин отсутствует на таможенном документе (ГТД в режиме “им 40“) оформленном внутренней, а не пограничной таможней. В то же время ст. 172 НК РФ каких-либо требований, предъявляемых к документам для подтверждения вычета по налогу, уплаченному на таможне, не предусмотрено; единственным условием является факт уплаты налога и принятие товара к учету. Но, как следует из оспариваемого решения, данные факты налоговым органом не оспариваются.

Кроме того, вышеуказанный довод Инспекции не может быть основанием для отказа в подтверждении налоговых вычетов в том числе и потому, что согласно пункту 33 Приказа ГТК России от 21.07.2003 N 806 “Об утверждении Инструкции о подтверждении таможенными органами фактического вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории Российской Федерации (на таможенную территорию Российской Федерации)“ подтверждением фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации через территорию Республики Беларусь является отметки внутренней таможни - штамп “Выпуск разрешен“ на таможенной декларации, отметок на ГТД “Ввоз подтвержден“ действующим порядком
не предусмотрено.

В отношении вычета в размере 7271935 руб. Инспекция указала, что обществом нарушен его приказ N 1 “Об учетной политике“, в соответствии с которым датой возникновения обязанности по уплате НДС является дата отгрузки и предъявления покупателю расчетных документов, и неправомерно отнесены расходы по перечисленным в приложении N 1 к оспариваемому решению счетам-фактурам к проверяемому периоду.

Суд считает данный довод Инспекции необоснованным и не соответствующим законодательству о налогах и сборах.

Согласно п. 2 ст. 171 НК вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации... в отношении... товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой. Согласно п. 1 ст. 172 Кодекса налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия на учет указанных товаров. Учитывая вышеизложенное, для применения налоговых вычетов по приобретенным товарам необходимо единовременное выполнение следующих условий: предъявление налога налогоплательщику/наличие счета-фактуры, фактическая уплата налога, приобретение товара для использования в операциях, признаваемых объектом налогообложения, и его принятие к учету.

Пунктом 1 статьи 169 НК РФ установлено, что счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению. Согласно п. 8 “Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС“, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 счета-фактуры, полученные от продавцов, подлежит регистрации в книге покупок в хронологическом порядке по мере оплаты и принятия на учет приобретаемых товаров (выполненных работ,
оказанных услуг). (в ред. Постановления Правительства от 16.02.2004 N 84). Согласно п. 7 указанных Правил покупатели ведут книги покупок, предназначенные для регистрации счетов-фактур, выставленных продавцами, в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) в установленном порядке.

Таким образом, в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914 заявителем правомерно принимались к вычету суммы НДС при оплате приобретаемых товаров, после внесения необходимых записей в книгу покупок за сентябрь 2005 г. Учет данных счетов-фактур в целях принятия к вычету сумм налога, уплаченного поставщикам, подтверждается представленной в материалы книгой покупок общества (т. 2 л.д. 112 - 156; т. 3 л.д. 1 - 108).

Суд считает, что в соответствии со ст. ст. 171, 172 НК РФ момент определения налоговой базы по НДС не имеет никакого правового значения для определения момента принятия сумм налога к вычету (возмещению), который установлен законом и не подлежит определению и пересмотру учетной политикой налогоплательщиков.

В материалы дела заявителем представлены документы, в соответствии с которыми спорный налог принят к вычету (счета-фактуры, акты приемки выполненных работ и услуг, товарные накладные, счета, платежные документы (т. 6 л.д. 22 - 58; т. 7 л.д. 1 - 142; т. 8 л.д. 1 - 146; т. 9 л.д. 1 - 148; т. 10 л.д. 1 - 135), каких-либо претензий к представленным документам налоговым органом не предъявлено (в оспариваемом решении, ни при рассмотрении настоящего дела); судом представленные документы исследованы, установлено их соответствие требованиям законодательства.

С учетом указанного суд считает, что у Инспекции отсутствовали основания для отказа в подтверждении
вычетов на общую сумму 46285967 руб. и начисления налога в размере 44363494 руб., а также для отказа в НДС, исчисленном к уменьшению по итогам налогового периода в размере 1922473 руб.

Таким образом, заявленное обществом требование о признании незаконным решения Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 30.01.2006 N 15-14/26 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“ подлежит удовлетворению.

Уплаченная заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии со ст. ст. 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5 ст. 333.40 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167, 170, 171, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации решения Инспекции ФНС России N 13 по г. Москве от 30.01.2006 N 15-14/26 “О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения“, принятое в отношение ООО “Гейдельберг - СНГ“.

Возвратить заявителю из федерального бюджета государственную пошлину 2000 руб., уплаченную платежным поручением от 05.05.2006 N 752.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.