Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.05.2006 по делу N А26-3541/2005-29 Суд правомерно отказал прокурору в признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе ООО в удовлетворении заявки о наделении его долями на добычу водных биологических ресурсов в Баренцевом море, выделенных Республике Карелия для прибрежного рыболовства, поскольку заявка на определение долей может быть подана при наличии у заявителя квот на вылов водных биологических ресурсов за предыдущие три года, а таких квот обществу не выделялось.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 мая 2006 года Дело N А26-3541/2005-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Казанцевой Р.В., судей Кирейковой Г.Г., Шпачевой Т.В., при участии: от Прокуратуры города Санкт-Петербурга - Раздобреевой Н.Г. (удостоверение 1 98194), рассмотрев в открытом судебном заседании 02.05.2006 кассационную жалобу Прокурора Республики Карелия в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью “Авангард“ на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2005 (судья Курчакова В.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2006 (судьи Барканова Я.В., Серикова И.А., Тимухина И.А.) по делу N А26-3541/2005-29,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Республики Карелия обратился в арбитражный суд в защиту интересов общества с ограниченной ответственностью “Авангард“
(далее - Общество, ООО “Авангард) с заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Заявитель просил признать незаконным и отменить решение Межведомственной комиссии по определению и закреплению за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов (далее - Комиссия), оформленное протоколом N 7 от 25.04.2005. Данным решением Обществу отказано в удовлетворении заявления о наделении его долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в Баренцевом море, выделенных Республике Карелия для прибрежного рыболовства.

Обращение в суд мотивировано тем, что рыбохозяйственным советом Республики Карелия (протокол заседания от 12.02.2003), ООО “Авангард“ в порядке перераспределения выделенной на 2003 год обществу с ограниченной ответственностью “Альтернатива“ (далее - ООО “Альтернатива“) была предоставлена прибрежная квота на вылов трески и пикши (л.д. 15, т. 1).

К участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика привлечено Министерство сельского, рыбного хозяйства и продовольствия Республики Карелия.

Решением от 09.09.2005 в удовлетворении требований отказано.

Постановлением апелляционного суда от 01.02.2006 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Прокурор просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, рассмотренного с неправильным применением норм материального права.

По мнению подателя жалобы, необоснованными являются выводы суда об отсутствии доказательств, подтверждающих закрепление за Обществом доли на вылов водных биологических ресурсов. По мнению заявителя, определяющим фактором для наделения долями является наличие лицензии (разрешения) на промысел, а порядок распределения водных биоресурсов для их вылова (добычи), при котором хозяйствующие субъекты, осуществляющие промышленное рыболовство, стали наделяться долями, был введен лишь с 2004 года.

В жалобе также приведены
доводы о том, что в 2001 - 2003 годах закрепление долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов за пользователями вообще не производилось, в связи с чем Комиссией неправильно применен, а судом истолкован пункт 6 Типового положения о порядке и условиях определения в субъектах Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, закрепляемых за заявителями долей на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для прибрежного рыболовства, утвержденного совместным приказом Госкомрыболовства России, Минэкономразвития России и Минфина России от 23.01.2004 N 28/11/4н (далее - Типовое положение).

Кроме того, выводы суда о том, что Обществу не были выделены квоты на вылов (добычу) водных биоресурсов, противоречат имеющимся в деле доказательствам.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

В судебном заседании представитель Прокуратуры города Санкт-Петербурга подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Проверив законность принятых по делу судебных актов в соответствии с требованиями статьи 286 АПК РФ, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения в связи со следующим.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации определение статуса территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа находится в ведении Российской Федерации (статья 71, пункт “н“). При этом на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права (статья 67, часть 2, Конституции Российской Федерации). Вопросы владения, пользования и распоряжения водными и другими природными ресурсами, природопользование и охрану окружающей среды, водное
законодательство, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей Конституция Российской Федерации относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, часть 1, пункты “в“, “д“, “к“, “м“).

По смыслу указанных конституционных положений федеральные органы законодательной и исполнительной власти принимают соответствующие нормативные акты, обеспечивающие рациональное использование и охрану природных ресурсов, определяют механизм их реализации, степень и формы участия в этом процессе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

На основании статей 67 (часть 2) и 71 (пункт “н“) Конституции Российской Федерации были приняты Федеральный закон от 25 октября 1995 года “О континентальном шельфе Российской Федерации“ и Федеральный закон от 17 декабря 1998 года “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации“. Статус внутренних морских вод и территориального моря определен Федеральным законом от 31 июля 1998 года “О внутренних морских водах, территориальном море и прилегающей зоне Российской Федерации“, а также Водным кодексом Российской Федерации от 18 октября 1995 года. Отношения в области охраны и использования биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны регулируются, кроме того, Федеральным законом от 22 марта 1995 года “О животном мире“.

Названными законами, в частности, регулируются отношения по использованию водных биоресурсов, включая порядок определения общих допустимых уловов водных биологических ресурсов и в их пределах - квот на вылов как одной из мер по обеспечению сохранения и рационального использования живых ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и федеральных законов Правительство Российской Федерации издает постановления, в том числе по
вопросам единой государственной политики в области экологии, управления федеральной собственностью и осуществления мер по обеспечению прав граждан (статья 114, пункты “в“, “г“, “е“ части 1; статья 115, часть 1). Из этих конституционных полномочий Правительства Российской Федерации вытекает, в частности, его обязанность обеспечить такое регулирование потребления (изъятия) из природной среды объектов животного мира, которое не создавало бы угрозы сохранению его биологического разнообразия, способности к воспроизводству и устойчивому существованию.

Установление квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов, т.е. максимально разрешаемых объемов их изъятия из природной среды в пределах допустимых уловов водных биологических ресурсов, является средством охраны природных ресурсов как одной из основ жизни и деятельности народов Российской Федерации (статья 9, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Нормативное решение об установлении квот на вылов водных биологических ресурсов в промышленных целях относится к сфере полномочий органов государственной власти Российской Федерации, связанных с охраной природной среды и распоряжением федеральной собственностью. Выделение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов - одно из направлений государственной политики в сфере рационального использования и сохранения природных ресурсов, о чем свидетельствует глава вторая Федерального закона от 17 декабря 1998 года “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации“.

Реализация такой государственной политики осуществлялась с применением как возмездной (продажа на аукционной основе), так и иных, в том числе безвозмездных, форм распределения квот.

Постановлением Правительства от 27.12.2000 N 1010 “О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации“ (в настоящее время признано утратившим силу) был определен порядок, в соответствии с которым квоты на вылов (добычу) водных биологических ресурсов
внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации ежегодно утверждались Правительством РФ в пределах общих допустимых уловов.

Согласно пункту 2 названного Постановления Правительство РФ поручало Государственному комитету Российской Федерации по рыболовству ежегодно, до 1 ноября, определять в установленном порядке и представлять в Правительство РФ предложения о квотах на вылов на предстоящий год с выделением в их составе отдельных видов квот, включая промышленные квоты на вылов для продажи на аукционной основе.

Помимо промышленных квот для продажи на аукционной основе Постановление предусматривало выделение промышленных квот на вылов субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, осуществляющими поставки рыбного сырья на рыбоперерабатывающие предприятия, расположенные на территории Российской Федерации, или реализацию продукции на территории Российской Федерации (подпункт “г“ пункта 2).

Установление таких квот относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны и использования животного мира (абзац шестой статьи 5 Федерального закона “О животном мире“; пункты 4 и 5 статьи 7 Федерального закона “Об исключительной экономической зоне Российской Федерации“; пункты 13 и 14 статьи 6 Федерального закона “О континентальном шельфе Российской Федерации“).

Как указывалось в пункте 3 Постановления, именно установление квот является основанием для выдачи лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов.

Поскольку Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству должен был определять квоты на вылов в установленном порядке, закрепленном названными выше федеральными законами, кассационной инстанцией не могут быть приняты во внимание доводы жалобы о том, что до 2004 года порядок определения названных квот не был определен.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2002 N 1863-р (в редакциях от 15.08.2003
и от 26.11.2003) “Об утверждении промышленных квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов на 2003 год“ Госкомрыболовству России предоставлено право в оперативном порядке вносить изменения в распределение квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в пределах 20 процентов установленных квот.

Согласно приказу N 42 от 30.01.2003 Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству обязал ФГУ “Мурманрыбвод“ и ФГУ “Севрыбвод“ в связи с перераспределением между предприятиями квот на вылов трески и пикши для прибрежного рыболовства, мойвы в Баренцевом море, водных биоресурсов в Белом и Юго-восточной части Баренцева морей выдавать разрешения на промысел (добычу) водных биоресурсов (л.д. 42, т. 1).

Как следует из материалов дела, ФГУ “Мурманрыбвод“ были выданы разрешения на промысел водных биологических ресурсов ООО “Авангард“ в связи с перераспределением рыбохозяйственным советом Республики Карелия прибрежной квоты на вылов трески и пикши, выделенной на 2003 год ООО “Альтернатива“. Срок их действия с 04.06.2003 по 31.12.2003 и с 11.04.2003 по 21.12.2003 (л.д. 16, 17, т. 1).

Впоследствии Обществом была подана заявка на определение долей на вылов (добычу) водных биоресурсов в прибрежной зоне Баренцева моря Северного бассейна в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 N 704 “О квотах на вылов (добычу) водных биологических ресурсов“ (л.д. 17, т. 2).

Как указано в Постановлении, определение долей осуществляется, в частности, на основании лицензий (разрешений) на промысел водных биологических ресурсов в промышленных целях во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне, выданных за предыдущие три года в установленном порядке на основании приказов Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству.

Кроме того, введен двойственный порядок распределения квот на
вылов (добычу) водных биологических ресурсов (в заявительном порядке и на аукционе).

В целях реализации пункта 17 названного Постановления совместным Приказом Госкомрыболовства России, Минэкономразвития России, Минфина России от 23.01.2004 N 28/11/4Н утверждено Типовое положение.

Проанализировав положения пункта 6 названного Положения, суд пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, приняв во внимание, что при заявительном порядке должно учитываться условие наличия у заявителя квот за предыдущие три года.

В данном случае ООО “Авангард“ в 2001 - 2003 годах (в том числе в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ N 1010) не были выделены квоты на добычу водных биологических ресурсов.

Другие изложенные в жалобе доводы получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении спора по существу.

При таком положении следует признать правильными выводы суда о том, что Обществу правомерно отказано в наделении долями на вылов (добычу) водных биологических ресурсов в Баренцевом море, выделенных Республике Карелия для прибрежного рыболовства, в связи с чем кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 09.09.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2006 по делу N А26-3541/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Прокурора Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КАЗАНЦЕВА Р.В.

Судьи

КИРЕЙКОВА Г.Г.

ШПАЧЕВА Т.В.