Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.04.2006 по делу N А21-7858/2005 Признание судом недействительным решения ИФНС об отказе в возмещении налогоплательщику НДС рассматривается как невынесение инспекцией обоснованного решения в установленный срок. При несвоевременном возврате налога налогоплательщик вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов, начисленных на сумму налога, подлежащую возврату.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 апреля 2006 года Дело N А21-7858/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Михайловской Е.А., Хохлова Д.В., рассмотрев 26.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду на решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2005 по делу N А21-7858/2005 (судья Залужная Ю.Д.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Совместное предприятие “ИПС - Фридланд“ (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Калининграда с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду (далее - инспекция), выразившегося в неначислении процентов, предусмотренных пунктом
4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за нарушение сроков возврата сумм налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2004 года и об обязании налогового органа принять решение о начислении и выплате обществу 15691,98 руб. процентов за период с 15.02.2005 по 30.06.2005.

Решением суда от 03.11.2005 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, проценты за несвоевременный возврат налога на добавленную стоимость необходимо начислять за период с 19.02.2005 по 29.08.2005 в соответствии с положениями пункта 3 статьи 176 НК РФ и статьи 6.1 НК РФ. Таким образом, сумма процентов, исходя из периода просрочки 193 дня, должна составлять 15373 руб.

Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела видно, что общество 20.10.2004 представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2004 года, в соответствии с которой к возмещению из бюджета заявлено 1798686 руб.

По результатам камеральной проверки этой декларации налоговым органом принято решение от 24.01.2005 N 10-640Э о частичном в сумме 223656 руб. отказе заявителю в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость.

По заявлению налогоплательщика, в рамках арбитражного дела N А21-480/05-С1 решение налогового органа от 24.01.2005 N 10-640Э признано недействительными, на инспекцию возложена обязанность возместить обществу из бюджета 223646 руб. налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года.

В порядке исполнения вступившего в
законную силу решения арбитражного суда от 23.03.2005 по делу N А21-480/05-С1 инспекция направила в соответствующий орган федерального казначейства заключение от 25.08.2005 N 34961 о возврате на расчетный счет общества подлежащего возмещению налога на добавленную стоимость в спорной сумме. Фактически налог на добавленную стоимость в сумме 223646 руб. возвращен заявителю 30.08.2005 без начисления процентов, предусмотренных статьей 176 НК РФ.

Поскольку инспекция при возврате налога на добавленную стоимость в нарушение пункта 4 статьи 176 НК РФ не начислила проценты, подлежащие выплате налогоплательщику из бюджета, общество обжаловало бездействие налогового органа в суд.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы инспекции, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

В соответствии с пунктом 4 статьи 176 НК РФ возмещение налога на добавленную стоимость производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 НК РФ, и документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ. В течение этого срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм налога либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.

В абзаце десятом пункта 4 статьи 176 НК РФ указано, что налоговый орган обязан принять решение о возврате сумм налога из бюджета не позднее последнего дня трехмесячного срока и в этот же срок направить решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства. Возврат сумм осуществляется органами федерального казначейства в течение двух недель после получения решения налогового органа. Если такое
решение не получено соответствующим органом федерального казначейства по истечении семи дней, считая со дня направления налоговым органом, датой получения такого решения признается восьмой день, считая со дня его направления налоговым органом.

Таким образом, максимальный срок для возврата налога равен трем месяцам со дня подачи декларации с необходимыми документами плюс восемь дней, предусмотренных для получения казначейством решения налогового органа, плюс две недели, отведенные казначейству для перечисления соответствующих сумм на счет налогоплательщика.

При этом в последнем абзаце пункта 4 статьи 176 НК РФ предусмотрено, что при нарушении сроков, установленных этой нормой, на сумму, подлежащую возврату налогоплательщику, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В данном случае декларация по налоговой ставке 0 процентов представлена обществом в налоговый орган 20.10.2004, заявление о возврате налога поступило в инспекцию 11.01.2005, фактически возврат налога произведен казначейством 30.08.2005.

Из материалов дела следует, что 24.01.2005 инспекция вынесла решение об отказе обществу в возмещении из бюджета 223646 руб. налога на добавленную стоимость по декларации за сентябрь 2004 года.

Системное толкование норм Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе положений подпункта 1 пункта 1 статьи 32 НК РФ о безусловной обязанности налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах, позволяет суду сделать вывод о том, что в пункте 4 статьи 176 НК РФ идет речь только о законном и обоснованном решении налогового органа.

Вынесение налоговым органом решения, признанного судом впоследствии недействительным, рассматривается как невынесение решения в установленный срок. Поскольку последствием является несвоевременный возврат из бюджета причитающихся налогоплательщику денежных средств, он вправе получить компенсацию своих потерь в виде процентов.

Учитывая, что заявление о возврате налога подано
в пределах трехмесячного срока, установленного для камеральной проверки налоговой декларации, период просрочки возврата налога на добавленную стоимость по экспортным операциям определяется начиная со следующего дня после истечения сроков возврата, предусмотренных пунктом 4 статьи 176 НК РФ (три месяца плюс восемь дней плюс две недели), исчисляемых с момента подачи декларации. При этом период просрочки длится по день, предшествующий дате фактического перечисления казначейством соответствующих сумм налогоплательщику.

Следовательно, решение о возврате заявителю налога на добавленную стоимость за сентябрь 2004 года налоговый орган был обязан принять не позднее 20.01.2005. При этом налог с учетом времени, необходимого для поступления решения инспекции в орган федерального казначейства, двухнедельного срока, предоставленного пунктом 4 статьи 176 НК РФ органу федерального казначейства для возврата сумм налога на добавленную стоимость, и правил, предусмотренных статьей 6.1 НК РФ, подлежал возврату обществу не позднее 10.02.2005.

Согласно статье 6.1 НК РФ срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд. В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Таким образом, неделей следует считать как срок с понедельника по пятницу (пять рабочих дней подряд без выходных), так и срок со среды одной недели по вторник другой недели (те же пять рабочих дней подряд без выходных).

При таких обстоятельствах расчеты, представленные налоговым органом и налогоплательщиком, не соответствуют требованиям пункта 4 статьи 176 и статьи 6.1 НК РФ.

Вместе с тем, учитывая, что требования заявителя удовлетворены по решению суда в сумме, не превышающей размер процентов, исчисленных по правилам,
предусмотренным пунктом 4 статьи 176 и статьей 6.1 НК РФ, суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Калининградской области от 03.11.2005 по делу N А21-7858/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по городу Калининграду - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи

МИХАЙЛОВСКАЯ Е.А.

ХОХЛОВ Д.В.