Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2006 по делу N А05-14342/2005-31 Поскольку специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение понятия “счет“, содержащееся в части первой Налогового кодекса РФ, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности сообщать в налоговый орган об открытии названного счета и правомерно отказал ИФНС во взыскании с налогоплательщика штрафа за непредставление указанных сведений.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 апреля 2006 года Дело N А05-14342/2005-31“

Резолютивная часть постановления объявлена 19 апреля 2006 года.

Полный текст постановления изготовлен 25 апреля 2006 года.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Самсоновой Л.А., судей Абакумовой И.Д., Троицкой Н.В., рассмотрев 19.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 11.11.2005 по делу N А05-14342/2005-31 (судья Звездина Л.В.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Архангельску (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с местной религиозной организации евангельских христиан-баптистов “Архангельская Библейская Церковь“ (далее - религиозная
организация) по пункту 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) 5000 руб. штрафа в доход федерального бюджета за непредставление сведений в налоговый орган об открытии валютного счета N 40703840600010000002 по договору банковского счета от 04.04.2005.

Решением суда от 11.11.2005 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе инспекция просит решение от 11.11.2005 отменить и удовлетворить кассационную жалобу. Податель жалобы указывает, что открытие и функционирование текущих валютных, транзитных валютных и специальных транзитных валютных счетов производится на основании договора банковского счета. На эти счета зачисляются и с них могут расходоваться денежные средства резидента, а следовательно, по мнению инспекции, данные счета относятся к счетам, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 НК РФ, и на них распространяется установленная пунктом 2 статьи 23 НК РФ обязанность налогоплательщика сообщать в десятидневный срок в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

Определением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 22.03.2006 рассмотрение кассационной жалобы отложено на 19.04.2006 в связи с отсутствием сведений об извещении религиозной организации.

Представители религиозной организации и инспекции, надлежащим образом извещенных о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, религиозная организация заключила с открытым акционерным обществом “Фондсервисбанк“ (далее - ОАО “Фондсервисбанк“) договор банковского счета в иностранной валюте от 04.04.2005 N 2-д, в соответствии с которым ОАО “Фондсервисбанк“ открыл религиозной организации текущий валютный счет N 40703840300011000002 и транзитный валютный счет N 40703840600012000002.

Инспекция составила акт камеральной проверки от 01.07.2005 N 03-19/1297
ДСП, в котором указала, что религиозная организация, открывшая валютный счет, была обязана уведомить налоговый орган об открытии данного счета в срок по 14.04.2005 включительно. Указанный акт направлен религиозной организации с предложением в двухнедельный срок со дня получения акта представить в инспекцию свои объяснения или возражения.

Решением инспекции от 25.07.2005 N 03-19/3115 религиозная организация привлечена к налоговой ответственности по статье 118 НК РФ в виде взыскания 5000 руб. штрафа за непредставление в инспекцию информации об открытии счета в срок по 14.04.2005 включительно. В требовании от 27.07.2005 N 122631 религиозной организации предложено в добровольном порядке в срок до 12.08.2005 уплатить штраф, что не было сделано. В связи с этим инспекция обратилась в суд.

Суд отказал в удовлетворении требований инспекции, указав на то, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под признаки счета, представленные в статье 11 НК РФ, поэтому у религиозной организации отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии данного счета.

Кассационная инстанция считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщик обязан в десятидневный срок письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счетов.

Согласно статье 118 НК РФ нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии либо закрытии им счета в каком-либо банке влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.

В пункте 2 статьи 11 НК РФ приведено понятие счета, согласно которому счета (счет) - расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства
организаций и индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, понятие счета, используемое в Налоговом кодексе Российской Федерации, подразумевает наличие договора банковского счета, на основании которого открыт счет в банке, а также возможность зачисления на счет денежных средств, расходования денежных средств со счета.

В соответствии с пунктом 2.1 инструкции Центрального банка Российской Федерации от 30.03.2004 N 111-И “Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации“ для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при осуществлении обязательной продажи части валютной выручки, уполномоченные банки открывают резидентам (юридическим лицам и физическим лицам - индивидуальным предпринимателям) на основании договора банковского счета текущий валютный счет и в связи с этим одновременно транзитный валютный счет. При этом каждому текущему валютному счету, открываемому по всем видам валют (за исключением счетов, открываемых в клиринговых валютах), должен соответствовать транзитный валютный счет.

Таким образом, транзитный валютный счет открывается параллельно с текущим валютным счетом, независимо от волеизъявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, и является обязанностью банка.

Кассационная инстанция считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что специальный транзитный валютный счет не подпадает под определение счета, указанное в статье 11 НК РФ, следовательно, у религиозной организации отсутствовала обязанность сообщать в налоговый орган об открытии названного счета. Привлечение религиозной организации к ответственности незаконно ввиду отсутствия состава правонарушения.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от
11.11.2005 по делу N А05-14342/2005-31 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Архангельску - без удовлетворения.

Председательствующий

САМСОНОВА Л.А.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ТРОИЦКАЯ Н.В.