Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.04.2006 по делу N А05-9473/2005-5 Удовлетворяя требование истца о понуждении ответчика применять зонный тариф при расчетах за электрическую энергию по договору энергоснабжения, суд пришел к правильному выводу о том, что совершение сторонами определенных конклюдентных действий направлено на изменение сложившегося между сторонами порядка расчетов по договору и переход на расчеты по зонному тарифу, который ответчик обязан применять.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 апреля 2006 года Дело N А05-9473/2005-5“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сосниной О.Г., судей Афанасьева С.В., Тарасюка И.М., при участии в судебном заседании от ОАО “Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат“ Липониной М.В. (доверенность от 01.01.2006), рассмотрев 05.04.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Архангельская сбытовая компания“ на решение от 02.11.2005 (судья Антонова Н.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2006 (судьи Волков Н.А., Бушева Н.М., Шашков А.Х.) Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9473/2005-5,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат“ (далее - Комбинат) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к открытому акционерному обществу
“Архангельская сбытовая компания“ (далее - Компания) о понуждении применять с 01.04.2005 зонный тариф при расчетах за электрическую энергию по договору от 05.02.1997 N 13.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечен Департамент по тарифам и ценам администрации Архангельской области (далее - Департамент).

Решением от 02.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.01.2006, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Компания просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать Комбинату в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неполное исследование судом обстоятельств дела и на неправильное применение норм материального права. По мнению подателя жалобы, зонные тарифы на 2005 год были незаконно установлены для всех потребителей Архангельской области. При рассмотрении дела суд необоснованно применил постановление Департамента от 28.12.2004 N 15-э/4 о введении зонного тарифа, опубликованное после наступления финансового года и принятия Закона Архангельской области “Об областном бюджете на 2005 год“. Кроме того, Департамент постановлением от 26.04.2005 N 20-э/1 неправомерно распространил тарифы и, в частности, зонный тариф, принятые для открытого акционерного общества “Архэнерго“ (далее - ОАО “Архэнерго“), на Компанию, являющуюся его правопреемником.

В отзывах на кассационную жалобу Комбинат и Департамент просят оставить принятые по делу судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Комбината поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.

Компания и Департамент надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 05.02.1997 между ОАО “Архэнерго“ (энергоснабжающая организация) и Комбинатом (абонент) заключен
договор энергоснабжения N 13, по условиям которого ответчик обязуется отпускать истцу электрическую энергию и мощность, а истец - своевременно оплачивать потребляемую энергию и мощность в объеме, в сроки и на условиях, предусмотренных договором.

В дополнительном соглашении от 05.10.2004 к указанному договору его участники договорились о том, что Компания является правопреемником ОАО “Архэнерго“ по указанному договору энергоснабжения в связи с реорганизацией последнего.

Постановлением Департамента от 05.11.2004 N 2-э/1 установлены тарифы на электрическую энергию, отпускаемую ОАО “Архэнерго“.

Из материалов дела усматривается, что до 01.04.2005 расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом по договору энергоснабжения N 13 производились по двухставочному тарифу, установленному на основании указанного постановления Департамента от 05.11.2004 N 2-э/1.

Постановлением Департамента от 28.12.2004 N 15-э/4 внесены изменения в постановление Департамента от 05.11.2004 N 2-э/1, касающиеся введения для потребителей электроэнергии, отпускаемой ОАО “Архэнерго“, дополнительного зонного тарифа.

Постановлением Департамента от 26.04.2005 N 20-э/1 действие тарифов, установленных для ОАО “Архэнерго“ постановлением Департамента от 05.11.2004 N 2-э/1, распространено на Компанию с даты ее государственной регистрации в качестве юридического лица.

В соответствии с дополнительным соглашением от 28.04.2005 в договор энергоснабжения от 05.02.1997 N 13 внесены изменения, согласно которым в связи с реорганизацией ОАО “Архэнерго“ с 01.04.2005 энергоснабжающей организацией по договору является Компания.

На основании изложенного Комбинат обратился к Компании с просьбой производить расчеты по договору энергоснабжения по зонному тарифу и предоставить технические условия перехода на новый тариф.

В письме от 04.03.2005 Компания известила Комбинат о возможности перехода на расчеты по зонному тарифу при условии выполнения ряда технических и организационных мероприятий.

Из протокола от 09.03.2005 совещания представителей Комбината и Компании по вопросу о применении зонного тарифа следует,
что стороны пришли к соглашению о том, что в срок до 01.04.2005 Комбинат выполняет все технические мероприятия, необходимые для перевода расчетов на зонный тариф, и предъявляет расчетные учеты для осмотра и программирования. В случае нормального функционирования системы АСКУЭ Комбинат переходит с 01.04.2005 на расчеты по зонному тарифу.

После осуществления необходимых мероприятий Комбинат известил Компанию о создании технических условий для перехода на расчеты по зонному тарифу.

За потребленную в апреле и мае 2005 года электроэнергию Компания направила Комбинату счета-фактуры с применением зонного тарифа.

Однако письмом от 20.05.2005 Компания уведомила Комбинат о том, что расчеты за электроэнергию будут производиться с ним по действовавшему ранее двухставочному тарифу. В связи с этим Компанией произведен перерасчет стоимости электроэнергии за апрель и май 2005 года с применением двухставочного тарифа.

Считая действия Компании, связанные с отказом от перевода абонента на расчеты по зонному тарифу, неправомерными, Комбинат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Удовлетворяя требования Комбината об обязании энергоснабжающей организации применять с 01.04.2005 зонный тариф при расчетах за электроэнергию по договору энергоснабжения от 05.02.1997 N 13, суд исходил из следующего.

Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.

В соответствии с пунктом 2 статьи 544 названного Кодекса порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации определены в Федеральном законе “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в
Российской Федерации“. Согласно статье 2 названного Закона государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.

В соответствии со статьей 58 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, регулируемые тарифы (цены) на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям (кроме населения), устанавливаются одновременно в трех вариантах (одноставочный тариф; двухставочный тариф; одноставочный (двухставочный) тариф, дифференцированный по зонам (часам) суток). При этом потребители самостоятельно выбирают для проведения расчетов за электрическую энергию один из указанных вариантов тарифа, уведомив об этом организацию, поставляющую ему электрическую энергию, не менее чем за месяц до вступления в установленном порядке в силу указанных тарифов. При отсутствии такого уведомления расчет за электрическую энергию (если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон) производится по варианту тарифа, действовавшему в период, предшествующий расчетному. В расчетном периоде регулирования не допускается изменение варианта тарифа, если иное не будет установлено по взаимному соглашению сторон.

Согласно постановлению Департамента от 28.12.2004 N 15-э/4 зонный тариф на электрическую энергию введен в действие с 01.01.2005.

Комбинат обратился к Компании с просьбой о переходе на зонный тариф 16.02.2005.

Дальнейшие конклюдентные действия сторон (проведение 09.03.2005 совещания с участием представителей Комбината; переписка сторон; осуществление технических мероприятий, необходимых для перехода на расчеты по зонному тарифу; направление Компанией Комбинату счетов за потребленную в апреле и мае 2005 года электроэнергию с применением зонного тарифа) обоснованно признаны судом направленными
на изменение порядка расчетов, сложившегося между сторонами по рассматриваемому договору, и на переход с 01.04.2005 на расчеты по зонному тарифу.

В соответствии со статьей 453 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае изменения договора обязательства считаются измененными с момента заключения соглашения сторон об изменении, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела действия сторон были направлены на изменение тарифов на электроэнергию с 01.04.2005.

Обстоятельства дела, установленные судом первой и апелляционной инстанций, не подлежат переоценке судом кассационной инстанции.

Поскольку судом установлен факт достижения сторонами соглашения по рассматриваемому вопросу, Компания обязана при расчетах за потребленную Комбинатом электроэнергию применять с 01.04.2005 зонный тариф.

Довод подателя жалобы о необоснованном применении судом постановлений Департамента от 28.12.2004 N 15-э/4 и от 26.04.2005 N 20-э/1 является несостоятельным и не может быть принят кассационной инстанцией, поскольку названные постановления не были отменены или оспорены в установленном законом порядке.

С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований не согласиться с выводом суда обеих инстанций об обоснованности требований Комбината.

Нарушений или неправильного применения судом норм материального права, на которые указывает податель жалобы, либо норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, кассационная инстанция не усматривает.

При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02.11.2005 и постановление апелляционной инстанции от 10.01.2006 Арбитражного суда Архангельской области по делу N А05-9473/2005-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Архангельская сбытовая компания“ - без удовлетворения.

Председательствующий

СОСНИНА О.Г.

Судьи

АФАНАСЬЕВ С.В.

ТАРАСЮК И.М.