Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 N А05-8350/2005-29 Отказывая ИФНС во взыскании с муниципального предприятия штрафа на основании ст. 122 НК РФ за неуплату НДС, суд указал, что предприятие правомерно не включило в базу, облагаемую спорным налогом, денежные средства, полученные из бюджета субъекта РФ в качестве компенсации своих расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2006 года Дело N А05-8350/2005-29“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Асмыковича А.В., Ломакина С.А., рассмотрев 09.02.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.11.2005 по делу N А05-8350/2005-29 (судья Никитин С.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с муниципального коммунального предприятия “Белогорское“ муниципального образования “Холмогорский район“ (далее - Предприятие)
36448 руб. 80 коп. штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость (далее - НДС) на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Решением суда от 08.11.2005 заявление Инспекции удовлетворено в части взыскания 946 руб. 80 коп. штрафа. В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Инспекция, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда в неудовлетворенной части требований и вынести новый судебный акт о взыскании с Предприятия 35502 руб. штрафа за неуплату НДС по пункту 1 статьи 122 НК РФ.

Представители сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность судебного акта в обжалуемой части проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что Инспекцией проведена камеральная проверка уточненных налоговых деклараций, представленных Предприятием за первый квартал, апрель - май, июль - ноябрь 2004 года, в связи с тем, что суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен (тарифов), а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу в целях исчисления НДС. Вместе с декларациями Предприятием представлены также счета-фактуры, платежные поручения, из которых следует, что суммы, предъявленные органам социальной защиты населения на покрытие льгот, предоставляемых отдельным потребителям, не облагались НДС.

По результатам рассмотрения деклараций и документов составлен акт от 28.03.2005 и принято решение от 26.04.2005 N 10-14/2691 дсп о привлечении Предприятия к ответственности за совершение налогового правонарушения
по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 36448 руб. 80 коп. штрафа. Налогоплательщику направлено требование от 28.04.2005 N 273/1041 об уплате налоговых санкций.

Предприятие не оспорило решение и требование Инспекции и не уплатило санкции в добровольном порядке, в связи с чем Инспекция обратилась в арбитражный суд.

Основанием для вынесения Инспекцией решения о привлечении Предприятия к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 35502 руб. штрафа послужил вывод Инспекции о неправомерном невключении в облагаемую НДС базу сумм дотаций в связи с предоставлением льгот отдельным категориям потребителей (инвалидам, малоимущим гражданам, ветеранам труда Архангельской области) в соответствии с федеральными и областными законами.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что при исчислении налога на добавленную стоимость налогоплательщик обоснованно исключил из налоговой базы суммы льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые определенным категориям граждан.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой налогом на добавленную стоимость, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

В соответствии со
статьей 15 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 “Об основах федеральной жилищной политики“ (далее - Закон N 4218-1), действовавшего в спорный период, оплата коммунальных услуг, оказываемых гражданам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от форм собственности, осуществляется в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и пункту 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ (далее - Постановление N 887) ставки и тарифы на жилищно-коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ) относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.

В пункте 1 Положения о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденного Постановлением N 887, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг (далее именуются - субсидии) предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, имеющими закрепленный за ними государственный жилищный фонд и оказывающими жилищно-коммунальные услуги в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот.

Суд первой инстанции установил, что в проверенный период Предприятие оказывало услуги жилищно-коммунального хозяйства гражданам, в том числе имеющим предусмотренные законодательством льготы по оплате названных услуг, и получало из бюджета денежные средства на возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по
оплате жилья и коммунальных услуг.

В силу пунктов 6 - 8 Порядка предоставления и расходования субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 23.01.2003 N 16, органы местного самоуправления или по их поручению учреждения, на которые возложены функции по социальной защите населения, возмещают предприятиям расходы, связанные с выплатой субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, путем перечисления средств на счета, открытые указанным предприятиям в кредитных учреждениях.

Пунктом 8 Порядка предоставления и расходования субвенций из фонда компенсаций, образованного в составе расходов областного бюджета, утвержденного постановлением администрации Архангельской области от 23.01.2003 N 16, органы местного самоуправления или по их поручению учреждения, на которые возложены функции по социальной защите населения, возмещают предприятиям, организациям, юридическим лицам независимо от форм собственности и предпринимателям без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее - организации) расходы, понесенные ими в связи с предоставлением льгот, путем перечисления средств на счета, открытые указанным организациям или уполномоченным ими организациям в кредитных учреждениях.

Федеральным законом от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год“ предусмотрено предоставление субъектам Российской Федерации субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами.

Статьей 21 Закона Архангельской области от 26.12.2003 N 214-27-ОЗ “Об областном бюджете на 2004 год“, действовавшей в проверяемый период, установлено, что средства, предусмотренные по разделу “Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы“ функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации для выплаты субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг в сумме 412852 тыс. рублей, передаются бюджетам муниципальных образований
в виде субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг.

Субвенции для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг подлежат отражению в отчетах об исполнении бюджетов муниципальных образований.

Правила предоставления и расходования субвенций для выплаты субсидий населению по оплате жилья и коммунальных услуг устанавливаются администрацией Архангельской области.

Предприятие получало от органов социальной защиты населения из областного и местного бюджетов средства для возмещения понесенных расходов (убытков) в связи с оказанием коммунальных услуг по ценам (тарифам), установленным статьей 15 Закона N 4218-1 и Постановлением N 887.

В пункте 13 статьи 40 НК РФ указано, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что Предприятие обоснованно не включило в базу, облагаемую налогом на добавленную стоимость, суммы дотаций на покрытие убытков, связанных с оказанием коммунальных услуг льготным категориям лиц.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В данном случае полученные Предприятием из бюджета средства не связаны с оплатой оказанных им услуг, поскольку налогоплательщику компенсировались затраты (покрывались убытки) в связи с оказанием коммунальных услуг населению по государственным регулируемым тарифам с учетом установленных законодательством льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает решение
суда от 08.11.2005 законным и не находит оснований для его отмены.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.11.2005 по делу N А05-8350/2005-29 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.

Председательствующий

МУНТЯН Л.Б.

Судьи

АСМЫКОВИЧ А.В.

ЛОМАКИН С.А.