Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2006 N А56-6845/2005 Суд правомерно отказал в признании незаконным бездействия налоговой инспекции, выразившегося в невозврате обществу излишне уплаченной суммы налогов, указав, что дальнейшая реструктуризация задолженности по налогам, в счет погашения которой общество произвело указанный платеж, не свидетельствует о возникновении переплаты, в связи с чем спорная сумма возврату не подлежит.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 января 2006 года Дело N А56-6845/2005“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества “Ленполиграфмаш“ Гудзь М.В. (доверенность от 10.01.2006 N 24-4), от Инспекции Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга Тян Н.И. (доверенность от 12.09.2005 N 20-05/18835), рассмотрев 17.01.2006 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ленполиграфмаш“ на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2005 (судья Никитушева М.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2005 (судьи Зайцева Е.К., Згурская М.Л., Масенкова И.В.) по делу N
А56-6845/2005,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ленполиграфмаш“ (далее - ОАО “Ленполиграфмаш“, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании незаконным бездействия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Петроградскому району Санкт-Петербурга (в настоящее время - Инспекция Федеральной налоговой службы по Петроградскому району Санкт-Петербурга; далее - инспекция) - невозврата 8140277 руб., уплаченных в счет погашения задолженности, которая впоследствии была реструктуризирована.

Решением суда от 15.06.2005 обществу отказано в удовлетворении требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 17.10.2005 решение суда оставлено без изменений.

В кассационной жалобе ОАО “Ленполиграфмаш“ просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению общества, реструктуризация задолженности по налогам и сборам представляет собой изменение сроков уплаты налогов и сборов. В связи с этим ОАО “Ленполиграфмаш“ считает, что сумма, уплаченная им в счет погашения задолженности, реструктуризированной впоследствии, является излишней уплатой налога и подлежит возврату на основании статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В отзыве на кассационную жалобу инспекция указывает на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов.

В судебном заседании представитель ОАО “Ленполиграфмаш“ поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель инспекции просил отказать в ее удовлетворении.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, инспекция на основании решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2003 по делу N А56-19398/03, оставленного без изменения постановлениями апелляционной инстанции от 05.12.2003 и кассационной инстанции от 11.03.2004, приняла решение от 21.04.2004 N 6 о реструктуризации задолженности общества по уплате федеральных, региональных и
местных налогов, а также пеней и штрафов начиная со второго квартала 2003 года в соответствии с графиками погашения задолженности.

До принятия указанного решения в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области было возбуждено производство по делу N А56-17140/02 о признании ОАО “Ленполиграфмаш“ банкротом. В связи с погашением обществом недоимки по налогам на сумму 7878099 руб. 89 коп. производство по делу 01.07.2003 прекращено.

Поскольку погашенная обществом задолженность была включена в решение налогового органа о реструктуризации задолженности и подлежала уплате в соответствии с составленным обществом и согласованным с налоговым органом графиком ее погашения, ОАО “Ленполиграфмаш“ сделало вывод о возникновении у него переплаты.

В письме от 04.10.2004 N 141/1216 общество просило инспекцию вернуть излишне уплаченные 6982931 руб. в соответствии со статьей 78 НК РФ.

Так как денежные средства возвращены не были, ОАО “Ленполиграфмаш“ обжаловало бездействие налогового органа в арбитражный суд.

Отказывая обществу в удовлетворении требований, суд первой инстанции указал, что на основании статьи 78 НК РФ возврату подлежит сумма излишне уплаченного налога, обязанность по уплате которого на момент перечисления денежных средств у налогоплательщика отсутствовала. Поскольку ОАО “Ленполиграфмаш“ погасило имеющуюся у него задолженность, суд сделал вывод о том, что в данном случае статья 78 НК РФ применяться не должна.

Апелляционный суд признал выводы суда первой инстанции обоснованными.

Изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Согласно статье 105 Бюджетного кодекса Российской Федерации под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания
и погашения обязательств.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.1999 N 1002 утвержден порядок проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом. При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано осуществлять реструктуризацию задолженности организаций по обязательным платежам соответственно в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты одновременно с осуществлением реструктуризации обязательных платежей в федеральный бюджет с учетом утвержденного Правительством Российской Федерации порядка.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 26.03.2003 N 172 реструктуризирована задолженность ОАО “Ленполиграфмаш“ перед федеральным бюджетом по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам с предоставлением обществу права досрочного погашения задолженности по налогам и сборам.

Решением инспекции от 21.04.2004 N 6 в соответствии с указанными постановлениями Правительства Российской Федерации и решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 01.09.2003 по делу N А56-19398/03 произведена реструктуризация задолженности общества по федеральным, региональным и местным налогам, а также по начисленным пеням и штрафам и установлены сроки ее погашения.

Из материалов дела следует, что уплаченная обществом добровольно сумма региональных и местных налогов зачтена в счет погашения задолженности по региональным и местным налогам, включенной в графики ее погашения.

В соответствии со статьей 11 НК РФ под недоимкой понимается сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что ОАО “Ленполиграфмаш“ погасило задолженность, а не уплатило налог в большем размере.

Поскольку статья 78 НК РФ регулирует порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, в данном
случае она применению не подлежит.

Кроме того, в деле имеются письма ОАО “Ленполиграфмаш“ от 22.06.2004 N 141/780 и от 01.07.2004 N 141/851, в которых оно просило инспекцию зачесть в счет уплаты реструктуризированной задолженности суммы, уплаченные в период рассмотрения Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области дела о признании общества банкротом.

Судом первой инстанции установлено и обществом не оспаривается, что суммы, перечисленные ОАО “Ленполиграфмаш“, налоговый орган зачел в счет досрочного погашения задолженности, что не противоречит действующим нормативным актам.

Следует также отметить, что общество обратилось в инспекцию с заявлением о возврате 6982931 руб., однако требование о признании бездействия налогового органа незаконным заявлено в отношении 8140277 руб.

При таких обстоятельствах суды обеих инстанций сделали правильный вывод о том, что правовых оснований для признания бездействия инспекции незаконным не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2005 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2005 по делу N А56-6845/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества “Ленполиграфмаш“ - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Ленполиграфмаш“ 1000 руб. государственной пошлины в доход федерального бюджета за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий

ШЕВЧЕНКО А.В.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

САМСОНОВА Л.А.