Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28.11.2006 N А74-1347/06-Ф02-6303/06-С2 по делу N А74-1347/06 Суд правомерно удовлетворил требования о признании недействительными торгов в форме открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок, поскольку торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 28 ноября 2006 г. Дело N А74-1347/06-Ф02-6303/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Рюмкиной М.Д.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу индивидуальных предпринимателей Петракова Н.В., Громова Д.Н. на решение от 31 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1347/06 (суд первой инстанции: Силищева Е.В.; суд апелляционной инстанции: Коробка И.Н., Сидельникова Т.Н., Парфентьева О.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Попов Сергей Анатольевич обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия
с заявлением к администрации города Абакана, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительными торгов, проведенных администрацией города Абакана 13 февраля 2006 года в форме открытых конкурсов на право осуществления пассажирских перевозок в 2006 году по городским автобусным маршрутам N 10, N 5 “а“.

Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 13 апреля 2006 года требование индивидуального предпринимателя Попова С.А. о признании недействительными торгов, проведенных администрацией города Абакана 13 февраля 2006 года в форме открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в 2006 году по городскому автобусному маршруту N 10, выделено для объединения и совместного рассмотрения с делом N А74-1344/06.

Определением арбитражного суда от 20 апреля 2006 года в одно производство с настоящим делом объединено требование индивидуального предпринимателя Ф.И.О. о признании недействительными торгов, проведенных администрацией города Абакана в форме открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в 2006 году по городскому автобусному маршруту N 5 “а“, выделенное определением Арбитражного суда Республики Хакасия из дела N А74-1383/06.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, определением арбитражного суда от 16 марта 2006 года привлечены Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, индивидуальные предприниматели Петраков Николай Васильевич, Громов Денис Николаевич, Ф.И.О.

В ходе судебного разбирательства предприниматели уточнили требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просили арбитражный суд рассмотреть заявление в порядке, предусмотренном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и признать незаконным решение, выраженное в форме протокола конкурсной комиссии N 2 от 10 февраля 2006 года по проведению конкурса среди
владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок по городскому автобусному маршруту N 5 “а“.

По ходатайству заявителей в ходе судебного разбирательства по настоящему делу Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана привлечено к участию в деле в качестве лица, к которому направлено требование, в связи с чем названное лицо исключено из состава третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.

Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 31 мая 2006 года по делу N А74-1347/06 требование индивидуального предпринимателя Ф.И.О. удовлетворено, решение администрации города Абакана и Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, выраженное в форме протокола конкурсной комиссии N 2 от 10 февраля 2006 года по проведению конкурсов среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок по городскому автобусному маршруту N 5 “а“, признано незаконным в связи с его несоответствием статьям 8, 15, 17, 18.19, 34, 45, 46 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, пунктам 1.1, 5.2, 5.3 Положения “О конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования“, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 29.11.2005 N 220 “Об утверждении “Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане“.

В удовлетворении требования индивидуального предпринимателя Ф.И.О. отказано в связи с соответствием оспариваемого решения Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Уставу г. Абакана.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного
суда Республики Хакасия от 24 августа 2006 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Республики Хакасия, индивидуальные предприниматели Громов Д.Н., Петраков Н.В., участвующие в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, обратились в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просят отменить решение от 31 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1347/06 в части удовлетворения требований индивидуального предпринимателя Попова С.А. и принять по делу в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителей кассационной жалобы, суд удовлетворил требования, направленные к ненадлежащему ответчику, суд не применил пункт 3 части 1 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заявители не обосновали нарушения своих прав оспариваемым решением конкурсной комиссии), выводы суда носят предположительный характер, не подтверждены материалами дела, не соответствуют фактическим обстоятельствам.

Заявители полагают, что суд сослался на факт, который не имеет отношения к установлению обстоятельств по рассматриваемому делу, действия конкурсной комиссии не повлекли нарушения прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Попова С.А.

Отзывы на кассационную жалобу не представлены.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, в качестве материально-правового (с учетом уточнения) указано требование о признании незаконным решения конкурсной комиссии, выраженного в виде протокола.

В обоснование заявленных требований истцы
ссылаются на то, что допущенные конкурсной комиссией процедурные нарушения привели к созданию для участия в конкурсе некоторым лицам преимущественных условий, необоснованному как включению, так и исключению некоторых лиц из числа участников конкурса. Это в дальнейшем привело к неправильной оценке конкурсных заявок и, соответственно, к неправильному определению победителей конкурса.

Как следует из материалов дела, 29 ноября 2005 года Абаканский городской Совет депутатов принял решение N 220 об утверждении Порядка организации маршрутных пассажирских перевозок в городе Абакане (далее - решение от 29 ноября 2005 года N 220), в качестве приложения N 1 к которому утвердил Порядок организации маршрутных пассажирских перевозок в г. Абакане (далее - Порядок организации перевозок), приложения N 2 - Положение о конкурсах среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных маршрутах общего пользования (далее - Положение о конкурсах, приложение N 2). Решение с приложениями опубликовано в газете “Абакан“ от 6 декабря 2005 года N 26.

В соответствии с пунктом 5.5 Порядка организации перевозок, в случае, когда количество заявленных на отдельный городской маршрут транспортных средств превышает расчетное количество транспортных средств, одновременно работающих на маршруте, рабочие маршрутные расписания утверждаются среди подавших заявки в сроки, установленные пунктом 5.1 настоящего Порядка, по результатам проведенного конкурса в соответствии с Положением о конкурсах.

Пунктом 2 решения от 29 ноября 2005 года N 220 установлено, что сроки проведения конкурса на 2006 год устанавливаются распоряжением мэра города Абакана.

5 декабря 2005 года мэр города Абакана издал распоряжение N 565р “О сроках приема заявлений и проведения конкурса среди владельцев автотранспортных средств“, в котором установил срок приема заявлений от перевозчиков
на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году - с 8 по 21 декабря 2005 года. Согласно пункту 2 названного распоряжения в случае, если количество заявленных на отдельный городской маршрут транспортных средств будет превышать их расчетное количество, Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана (далее - Управление коммунального хозяйства) обязано провести конкурс среди владельцев транспортных средств по осуществлению перевозок. Распоряжение мэра города Абакана от 5 декабря 2005 года N 565р опубликовано в газете “Абакан“ от 7 декабря 2005 года N 137.

В газете “Абакан“ 7 декабря 2005 года N 137 Управление коммунального хозяйства опубликовало извещение о том, что с 8 по 21 декабря 2005 года оно принимает заявления владельцев пассажирского транспорта всех форм собственности на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году на городских автобусных маршрутах, утвержденных постановлением мэра города Абакана от 5 декабря 2005 года N 2303.

23 декабря 2005 года мэром города Абакана издано распоряжение N 614р “О сроках проведения конкурсов среди владельцев автотранспортных средств, подавших заявления на осуществление пассажирских перевозок в 2006 году, и приема дополнительных документов“. Абзацем 1 пункта 1 названного распоряжения конкурсной комиссии под председательством Константинова В.И. предписано провести конкурс среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок по указанным в распоряжении маршрутам. Данным распоряжением установлено, что прием дополнительных документов для участия в конкурсе прекращается 3 февраля 2006 года. Распоряжение опубликовано в газете “Абакан“ 27 декабря 2005 года N 145.

26 января 2006 года издано распоряжение мэра города Абакана N 38р “О создании конкурсной комиссии для проведения конкурсов среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городских автобусных
маршрутах общего пользования“ под председательством заместителя мэра города Абакана Константинова В.И. Распоряжение опубликовано в газете “Абакан“ от 8 - 14 февраля 2006 года N 5.

9 декабря 2005 года индивидуальным предпринимателем Поповым С.А. были поданы в УКХТ заявление об утверждении графика движения на 2006 год по городскому автобусному маршруту N 5 “а“ в отношении одного автобуса и уведомление о рассмотрении данного заявления в качестве заявки на участие в конкурсе, 3 февраля 2006 года - дополнительные документы на участие в конкурсе.

Согласно протоколу конкурсной комиссии N 2 от 10 февраля 2006 года, составленному по результатам проведенного конкурса среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок, по маршруту N 5 “а“ выставлено 4 выхода, на которые подано на участие в конкурсе 7 заявок. По результатам конкурса победителями признаны индивидуальные предприниматели Петраков Николай Васильевич, Громов Денис Николаевич, Ф.И.О. набравшие 64 балла и 61 балл. Индивидуальный предприниматель Попов С.А. набрал 43 балла.

Заявления об утверждении графиков движения автобусов на 2006 год и об участии в конкурсе индивидуальный предприниматель Надточаева Г.С. не подавала, лицензии на перевозку пассажиров автотранспортом в спорный период не имела.

Не согласившись с принятым по результатам конкурса решением, заявители обратились с соответствующим заявлением в арбитражный суд.

Отказывая в удовлетворении требований предпринимателя Надточаевой Г.С., Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из соответствия оспариваемого решения Федеральному закону от 28.08.1995 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и Уставу г. Абакана. Арбитражный суд Республики Хакасия пришел к выводу, что обстоятельства, указанные
Надточаевой Г.С. в заявлении в качестве основания для признания протокола по итогам конкурса незаконным, фактически не повлекли нарушения ее прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.

Удовлетворяя требования предпринимателя Попова С.А., Арбитражный суд Республики Хакасия исходил из того, что решение администрации города Абакана и Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации города Абакана, выраженное в виде протокола от 14 февраля 2006 года N 9 заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса среди владельцев автотранспортных средств по осуществлению пассажирских перевозок на городском автобусном маршруте N 14, не соответствует статьям 8, 15, 17, 18, 19, 34, 45, 46 Конституции Российской Федерации и пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Республики Хакасия обоснованными и правомерными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

При рассмотрении настоящего спора Арбитражным судом Республики Хакасия было установлено нарушение при проведении конкурса пунктов 5.2, 5.3, 6.1 - 6.6 Положения о конкурсах, что явилось основанием для удовлетворения требований о признании недействительными результатов конкурса.

Подлежат отклонению доводы заявителей кассационной жалобы о нарушении норм процессуального права, выразившемся в привлечении ненадлежащего ответчика, в силу следующего.

Полномочия администрации г. Абакана по организации пассажирских перевозок по городским маршрутам установлены частью 6 статьи 72 Закона Российской Федерации от 6 июля 1991 года N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, пунктом 1, подпунктом 20 пункта 2 статьи 6
Федерального закона от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 7 статьи 16, пунктом 6 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“, Уставом города Абакана.

Из разделов 1 и 3 Положения об УКХТ, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 20 октября 2004 года N 81, УКХТ образовано в целях организации транспортного обслуживания населения города Абакана, является отраслевым органом в системе исполнительных органов местного самоуправления города Абакана. В соответствии с пунктом 2.1 Положения о конкурсах, УКХТ является организатором конкурса.

Согласно пунктам 3.1, 3.3, 6.6 Положения о конкурсах, для проведения конкурса распоряжением мэра города Абакана формируется конкурсная комиссия. Таким образом, действия конкурсной комиссии по определению победителей конкурса являются действиями организатора конкурса.

В связи с изложенным следует признать обоснованным вывод Арбитражного суда Республики Хакасия о том, что заявителями правомерно определены в качестве заинтересованных лиц, то есть органов, к которым предъявлены требования, администрация г. Абакана и УКХТ.

Довод заявителей кассационной жалобы о том, что предприниматель Попов В.А. не обосновал нарушения своих прав оспариваемым решением конкурсной комиссии, подлежит отклонению как не соответствующий фактическим обстоятельствам.

Доводы подателей жалобы о несоответствии выводов Арбитражного суда Республики Хакасия обстоятельствам дела фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации не имеется.

Не может быть принят во внимание довод о необоснованном применении статьи 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.

При установлении правомерности результатов конкурса и правомерности выводов конкурсной комиссии Арбитражный суд Республики Хакасия устанавливал законность принятого комиссией решения.

Арбитражный суд Республики Хакасия в соответствии с требованиями части 2 статьи 65, части 1 статьи 67, статей 68, 71, части 1 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил доказательства и доводы, приведенные лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты Арбитражного суда Республики Хакасия вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 31 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 24 августа 2006 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1347/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

М.Д.РЮМКИНА