Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2006 N А19-5743/06-52-Ф02-5659/06-С1 по делу N А19-5743/06-52 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа о взыскании налога, а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации, поскольку у налогового органа отсутствует право обращать взыскание на имущество учреждения в целях взыскания задолженности по налогу и пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 ноября 2006 г. Дело N А19-5743/06-52-Ф02-5659/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя ГУ “Иркутский ЦГМС-Р“ - Саванина В.С. (доверенность N ЦГМС-Р49810 от 19.04.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 24 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5743/06-52 (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.; суд
апелляционной инстанции: Буяновер П.И., Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 15 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее - налоговая инспекция) N 653 от 28.12.2005 в части взыскания налогов в сумме 99792 рублей, пени в сумме 428058,65 рубля за счет имущества налогоплательщика.

Определением суда от 24 апреля 2006 года произведена замена Государственного учреждения “Братский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды“ его правопреемником - государственным учреждением “Иркутский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с региональными функциями“ (далее - учреждение) в связи с реорганизацией в форме присоединения.

Решением от 24 мая 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 9 августа 2006 года решение суда оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным толкованием норм материального права.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом арбитражного суда о несоблюдении налоговой инспекцией бесспорного порядка взыскания задолженности по налогам и пеней за счет имущества налогоплательщика.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Инспекция о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещена надлежащим образом, однако своего представителя на судебное заседание не направила, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в адрес учреждения направлены требования
N 7666 от 29.10.2004, N 9068 от 14.11.2004, N 10614 от 14.12.2004, N 196 от 04.02.2005, N 1495 от 11.04.2005, N 1989 от 05.05.2004, N 5496 от 14.07.2005, N 5854 от 25.07.2005, N 6389 от 13.08.2005, N 10002 от 12.11.2005, N 1322 от 27.11.2001, N 201 от 08.02.2002, N 914 от 18.07.2002, N 1431 от 11.11.2002, N 830 от 19.05.2003.

В связи с неисполнением указанных требований инспекцией принято решение N 653 от 28.12.2005 о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика.

Считая указанное решение незаконным в части взыскания налогов в сумме 99792 рублей, пени в сумме 428058,65 рубля, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, правомерно исходил из того, что налоговой инспекцией оспариваемое решение было принято с нарушением установленного законодательством порядка принудительного взыскания задолженности за счет имущества.

В соответствии с пунктами 4, 6, 7 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения указанного поручения (распоряжения), если взыскание производится с рублевых счетов. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного
дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе обратить взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика-организации в банках. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика-организации производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об исполнительном производстве“. Положения, предусмотренные статьей 47 Кодекса, применяются также при взыскании пени за несвоевременную уплату налога и сбора.

Из системного анализа норм, установленных статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, следует, что в них предусмотрен общий порядок принудительного взыскания налоговым органом с налогоплательщика-организации налога и пени во внесудебном порядке, существенным условием которого является наличие конкретного срока, ограничивающего возможность взыскания налоговым органом налога и пени за счет денежных средств и (или) иного имущества налогоплательщика-организации без обращения в суд.

Следовательно, 60-дневный срок, предусмотренный статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежит применению ко всей процедуре принудительного взыскания налога и пеней, осуществляемого в бесспорном порядке (за счет денежных средств налогоплательщика на
счетах в банках и за счет иного имущества налогоплательщика).

По требованиям N 1322 от 27.11.2001, N 1431 от 11.11.2002, N 201 от 08.02.2002 пропущен срок вынесения решения о взыскании задолженности по налогам и пени за счет имущества налогоплательщика, поскольку решение N 653 вынесено 28.12.2005, то есть по истечении 60-дневного срока.

Поскольку решение вынесено налоговой инспекцией за пределами 60-дневного срока после истечения сроков исполнения требований, в силу положений пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации оно является недействительным и исполнению не подлежит.

Кроме того, взыскание налога может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов налогоплательщика или налогового агента, за исключением ссудных и бюджетных счетов (пункт 5 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации).

Арбитражным судом установлено, что у налогоплательщика открыты только бюджетные счета в Отделении федерального казначейства по г. Братску Иркутской области, следовательно, налоговый орган не имел права на взыскание с учреждения налогов и пени в бесспорном порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

При вынесении оспариваемого решения налоговым органом не были также учтены следующие обстоятельства.

Согласно Уставу, “Иркутский ЦГМС-Р“ имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления (п. 1.3 Устава). Все имущество учреждения и его сетевых подразделений находится в федеральной собственности (п. 4.1 Устава).

Пунктом 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник имущества.

Из этого следует, что у налогового органа отсутствует право обращать взыскание на имущество учреждения в целях взыскания задолженности по налогу и пени.

Таким образом, суд правомерно признал недействительным
решение налоговой инспекции от 28.12.2005 N 653 о взыскании налога, а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации в части взыскания налогов в сумме 99792 рублей 8 копеек и пени в сумме 428058 рублей 65 копеек, так как оно не соответствует требованиям статей 47, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов, принятых по настоящему спору.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 24 мая 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 9 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-5743/06-52 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

А.И.СКУБАЕВ