Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.11.2006 N А19-11682/06-36-Ф02-5926/06-С1 по делу N А19-11682/06-36 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет страховых взносов, поскольку обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 ноября 2006 г. Дело N А19-11682/06-36-Ф02-5926/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Парской Н.Н., Скубаева А.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение от 7 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11682/06-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И.; суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Ибрагимова С.Ю., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный
предприниматель Ф.И.О. (предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 8 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу (налоговая инспекция) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет страховых взносов в сумме 1200 рублей в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа на страховую часть трудовой пенсии, 600 рублей в качестве страховых взносов в виде фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии за 2005 год, и обязании налогового органа устранить допущенные нарушения.

Решением суда от 7 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены.

Постановлением апелляционной инстанции от 23 августа 2006 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

По мнению заявителя, суд, принимая решение, не учел, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять возврат (зачет) излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция ссылается на отсутствие в действующем законодательстве норм, прямо возлагающих на налоговые органы обязанность по осуществлению возвратов (зачетов) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов. Такими полномочиями, полагает заявитель, наделен Пенсионный фонд Российской Федерации.

В отзыве на кассационную жалобу предприниматель не согласился с ее доводами, просил
оставить судебные акты без изменения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы (почтовые уведомления N 78114 - 78116 от 16.10.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив доводы, изложенные в жалобе, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о необоснованности кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, предприниматель ошибочно уплатил 1800 рублей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в том числе 1200 рублей на страховую часть пенсии по коду бюджетной классификации 18210202010060000160 вместо кода 18210202030060000160 и 600 рублей на накопительную часть пенсии по коду бюджетной классификации 18210202020060000160 вместо кода 18210202040060000160.

18.08.2005 предприниматель обратился в налоговый орган с заявлением N 19840 о возврате ошибочно перечисленных страховых взносов.

Налоговая инспекция 26.08.2005 письмом N 06/27204 отказала предпринимателю в возврате (зачете) имеющейся переплаты, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для проведения такого зачета (возврата).

Полагая, что его права нарушены, налогоплательщик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести зачет страховых взносов в сумме 1800 рублей, и обязании налогового органа зачесть указанную сумму.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговые органы.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет
предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах
и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату (зачету) налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца
со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Учитывая наличие у предпринимателя переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по коду бюджетной классификации 18210202010060000160 в сумме 1200 рублей на страховую часть пенсии и по коду бюджетной классификации 18210202020060000160 в сумме 600 рублей на накопительную часть пенсии, суд обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по зачету страховых взносов в указанных суммах.

Судебные акты, принятые по настоящему спору, являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 23 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-11682/06-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Н.Н.ПАРСКАЯ

А.И.СКУБАЕВ