Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 23.10.2006 N А19-8452/06-7-Ф02-5425/06-С1 по делу N А19-8452/06-7 Суд правомерно признал необеспечение органом местного самоуправления изготовления кадастровой карты земельного участка незаконным, поскольку администрация муниципального образования обязана обеспечить изготовление кадастровой карты земельного участка по заявлению, поданному юридическим лицом, имеющим в собственности строения и сооружения, расположенные на земельном участке.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 октября 2006 г. Дело N А19-8452/06-7-Ф02-5425/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Смоляк Л.И.,

судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

администрации города Ангарска Иркутской области - Наумова В.И. (доверенность от 23.05.2006 N 7/15-417-А),

открытого акционерного общества “Ангарская нефтехимическая компания“ - Ожогина М.А. (доверенность от 06.12.2005), Свиридовой А.А. (доверенность от 15.08.2006),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации города Ангарска Иркутской области на решение от 15 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8452/06-7 (суд первой инстанции: Никонорова С.В.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество
“Ангарская нефтехимическая компания“ (далее - ОАО “АНХК“, общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации Ангарского муниципального образования (далее - АМО), заключающегося в необеспечении изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка площадью 17,361 га, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, 51, и в неутверждении проекта границ названного земельного участка.

Кроме того, заявитель просил обязать администрацию г. Ангарска обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) вышеуказанного земельного участка и обязать утвердить проект его границ.

Определением суда от 26 апреля 2006 года к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена администрация города Ангарска.

Решением суда первой инстанции от 15 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие Ангарского муниципального образования, заключающееся в необеспечении изготовления для ОАО “АНХК“ кадастровой карты (плана) земельного участка площадью 17,5 га, расположенного по адресу: г. Ангарск, ул. Чайковского, 51, и неутверждении проекта его границ, признано незаконным как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации. На администрацию г. Ангарска возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в двухнедельный срок вопроса об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка площадью 17,361 га, расположенного по адресу: г. Ангарск, ул. Чайковского, 51, и утверждении проекта его границ. В остальной части заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, администрация г. Ангарска обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, направить дело на новое рассмотрение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд неправомерно возложил обязанности
по изготовлению кадастровой карты и утверждению проекта границ земельного участка на администрацию г. Ангарска. Данный вывод не мотивирован в решении, его правовое обоснование не приведено.

Оспаривая вывод суда о наличии у администрации г. Ангарска полномочия по распоряжению земельными участками, основанный на решении Думы г. Ангарска N 35-05г(Д) от 27.01.2006, положениях пункта 5 статьи 84, пункта 10 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), заявитель считает, что он сделан судом без учета действующего законодательства и обстоятельств дела. Заявитель кассационной жалобы указывает, что в соответствии со статьями 2, 5, 6, 7 Федерального закона N 131-ФЗ вопросы местного значения, полномочия органов местного самоуправления могут устанавливаться Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в связи с чем полагает неправомерной ссылку на решение Думы г. Ангарска N 33-05г(Д) от 27.01.2006.

Заявитель также указывает, что в связи с вступлением в силу с 01.01.2006 Федерального закона N 131-ФЗ и принятием Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 105-оз “О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области“ на территории г. Ангарска существует двухуровневая система органов местного самоуправления. Полномочия органов местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления Ангарского муниципального образования (муниципальный район) и органы местного самоуправления Ангарского муниципального образования (городского поселения). Вопросы о статусе муниципального образования “Город Ангарск“ (Ангарского муниципального образования (городского поселения)) и о том, какой орган местного самоуправления должен обеспечивать изготовление кадастровой карты и утверждать проект границ земельного участка, судом не исследованы.

Заявитель кассационной жалобы считает, что органы местного самоуправления поселений не
наделены полномочиями по распоряжению земельными участками.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “АНХК“ отклоняет изложенные в ней доводы, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (уведомления N 75058, 75059 от 02.10.2006). Администрация АМО просила рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.

В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании был объявлен перерыв с 18 октября до 11 часов 00 минут 23 октября 2006 года.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.02.2004 между ОАО “АНХК“ и администрацией Ангарского муниципального образования заключен договор аренды земельного участка N 2461/157-04, согласно которому обществу предоставлен в аренду земельный участок площадью 367419 кв.м, расположенный по адресу: г. Ангарск, Чайковского, 51, для эксплуатации зданий и сооружений профилактория “Родник“, в границах, указанных в плане земельного участка, прилагаемом к договору, на срок с 06.02.2004 до 30.12.2004. В дальнейшем договор аренды земельного участка был продлен на неопределенный срок.

05.10.2005 ОАО “АНХК“ направило мэру Ангарского муниципального образования уведомление за N 29/АС-зв-45 о прекращении с 10.01.2006 обязательств по договору аренды земельного участка N 2461/157-04.

14.10.2005 общество направило мэру Ангарского муниципального образования г. Ангарска заявление N 26/4-2822, в котором просило утвердить
проект границ земельного участка для эксплуатации зданий, сооружений санатория-профилактория “Родник“, площадью 17,361 га, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, д. 51, и обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации. К заявлению приложены проект границ земельного участка и копии свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество, расположенное на данном земельном участке.

В связи с тем, что в течение одного месяца с момента подачи заявления проект границ земельного участка площадью 17,361 га не был утвержден и кадастровая карта (план) земельного участка не была изготовлена, 12.01.2006 ОАО “АНХК“ главе Ангарского муниципального образования было направлено землеустроительное дело по межеванию границ земельного участка для эксплуатации зданий и сооружений профилактория “Родник“.

По состоянию на 15.02.2006 проект границ земельного участка площадью 17,361 га по адресу: г. Ангарск, Чайковского, 51, не утвержден, кадастровая карта (план) указанного участка не изготовлена.

ОАО “АНХК“, считая бездействие администрации АМО, выразившееся в необеспечении изготовления кадастровой карты (плана) названного выше земельного участка и неутверждении проекта его границ, нарушающим права общества и противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия незаконным. Ссылаясь на то, что с 01.01.2006 обязанность по выдаче кадастровой карты (плана) и утверждению проекта границ земельного участка перешла к администрации г. Ангарска как к правопреемнику в силу пункта 10 статьи 85 и части 5 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ, заявитель просил обязать администрацию г. Ангарска (администрацию Ангарского муниципального образования (городское поселение)) устранить допущенные нарушения.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при
рассмотрении дел об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что до 01.01.2006 администрация АМО являлась обязанной в силу пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка по заявлению, поданному ОАО “АНХК“, и утвердить проект границ земельного участка. Установленная законом обязанность по истечении срока, установленного названной нормой, администрацией АМО не была выполнена, законность оспариваемого заявителем бездействия в судебном заседании не доказана. В связи с чем суд пришел к выводу, что бездействие является незаконным, нарушающим права заявителя и Земельный кодекс Российской Федерации.

В то же время суд пришел к выводу, что с 01.01.2006 обязанность изготовить для ОАО “АНХК“ кадастровую карту земельного участка площадью 17,361 га и утвердить проект границ земельного участка перешла от администрации АМО к администрации г. Ангарска как к правопреемнику в силу пункта 10 статьи 85, части 5 статьи 84
Федерального закона N 131-ФЗ.

Вместе с тем суд посчитал, что возложение на администрацию г. Ангарска обязанности изготовить для ОАО “АНХК“ кадастровую карту земельного участка площадью 17,361 га и утвердить проект границ земельного участка означало бы обязание исполнить данные действия без соблюдения определенной процедуры (в частности, проверки необходимых документов и т.д.), что противоречило бы действующему законодательству, в связи с чем данные требования заявителя удовлетворил частично, возложив на администрацию г. Ангарска обязанность рассмотреть вопрос по изготовлению для ОАО “АНХК“ кадастровой карты земельного участка площадью 17,361 га, а также утвердить проект границ земельного участка в данной площади.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Иркутской области соответствующими фактическим обстоятельствам дела и основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В части 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ устанавливается, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и
юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Как установлено судом, ОАО “АНХК“ 14.10.2005 обратилось в администрацию Ангарского муниципального образования с заявлением N 26/4-2822, в котором просило на основании положений статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации утвердить проект границ земельного участка площадью 17,361 га, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, д. 51, и обеспечить изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка, необходимого для использования недвижимости, принадлежащей обществу на праве собственности.

Из содержания заявления ОАО “АНХК“ следует, что общество просило признать незаконным бездействие администрации АМО, заключающееся в необеспечении изготовления кадастровой карты (плана) земельного участка в связи с ее отсутствием, и утвердить проект границ земельного участка в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Факт бездействия установлен судом и сторонами не оспаривается.

Вопросы приобретения права на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регулируются статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 7 данной статьи рассматривает случай, когда у лиц, претендующих на земельный участок, на котором расположено принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, отсутствует кадастровый план земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанных заявления либо обращения обеспечивает
изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.

Таким образом, в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка обязанность по установлению индивидуализирующих признаков земельного участка лежит на органе местного самоуправления, однако изготовление кадастровой карты (плана) и установление границ земельного участка осуществляется за счет покупателя.

Из содержания названной статьи следует, что изготовление кадастровой карты и утверждение проекта границ участка производится на основании заявления об изготовлении кадастровой карты и утверждении границ.

Материалами дела подтверждается, что заявитель обращался в администрацию АМО с заявлением в соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем администрация не обеспечила в установленный срок изготовление кадастровой карты спорного земельного участка и не утвердила проект границ.

Пунктом 4 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что на территориях вновь образованных в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальных образований до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществляют органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, иные органы и должностные лица, осуществляющие на этих территориях полномочия по решению вопросов местного значения на день вступления в силу главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

Глава 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ вступила в силу 06.10.2003.

На 06.10.2003 на территории г. Ангарска полномочия по решению вопросов местного значения осуществлялись Ангарским муниципальным образованием Иркутской области.

Следовательно, до 1 января 2006 года полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения
на территории г. Ангарска (городского поселения) осуществлялись администрацией АМО.

При таких обстоятельствах Арбитражный суд Иркутской области пришел к правильному выводу, что бездействие администрации АМО, выраженное в необеспечении изготовления в месячный срок, установленный пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, кадастровой карты (плана) земельного участка и неутверждении проекта границ земельного участка площадью 17,361 га, нарушает права ОАО “АНХК“ и действующий Земельный кодекс Российской Федерации, в связи с чем правомерно признал требования общества о признании незаконным бездействия администрации АМО обоснованными.

Обязанность устранить допущенные нарушения путем рассмотрения в двухнедельный срок вопроса об изготовлении кадастровой карты (плана) земельного участка площадью 17,361 га, расположенного по адресу: г. Ангарск, ул. Чайковского, 51, и утверждении проекта его границ судом правомерно возложена на администрацию г. Ангарска.

В соответствии со статьей 2 Закона Иркутской области от 16.12.2004 N 105-оз “О статусе и границах муниципальных образований Ангарского района Иркутской области“ на территории Ангарского района образовано Ангарское муниципальное образование со статусом городского поселения. Ангарское муниципальное образование Иркутской области было наделено статусом муниципального района с административным центром в городе Ангарске. Согласно приложению 3 к данному Закону земли населенного пункта г. Ангарска входят в состав территории Ангарского муниципального образования (городского поселения). Из приложения 5 к Закону следует, что Ангарское муниципальное образование (городское поселение) входит в состав территории АМО.

Согласно части 10 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.

Частью 5 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с настоящим Федеральным законом с 1 января 2006 года.

Законом Иркутской области от 12.12.2005 N 104-оз “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ поселений Иркутской области в 2006 году“ определено, что с 01.01.2006 до 01.01.2007 органы местного самоуправления вновь образованных поселений Иркутской области решают вопросы местного значения, отнесенные статьей 14 Федерального закона N 131-ФЗ к их компетенции, в полном объеме.

При таких обстоятельствах суд, принимая во внимание решение Думы г. Ангарска от 27.01.2006 N 33-05г(Д) “Об управлении муниципальным имуществом на территории города Ангарска“, согласно которому утверждение проектов границ земельного участка относится к полномочиям администрации города Ангарска, правомерно сделал вывод о том, что с 1 января 2006 года администрация г. Ангарска является правопреемником администрации Ангарского муниципального образования Иркутской области по вопросам местного значения, в том числе по вопросу выдачи ОАО “АНХК“ кадастровой карты (плана) и утверждения проекта границ земельного участка площадью 17,361 га, расположенного по адресу: Иркутская область, г. Ангарск, ул. Чайковского, 51.

Выводы суда мотивированы в судебном акте, соответствуют установленным судом фактическим обстоятельствам, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Учитывая изложенное, довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация г. Ангарска не имеет полномочий по решению вопросов, связанных с обеспечением изготовлением кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждением проекта границ земельного участка, необоснован.

Решение Думы г. Ангарска от 27.01.2006 N 33-05г(Д) не признано недействующим, оснований, исключающих его применение, не имеется, в связи с чем довод жалобы о неправомерной ссылке суда на данный акт необоснован.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что судом не исследованы вопросы о статусе Ангарского муниципального образования (городского поселения) и о том, какой орган местного самоуправления должен обеспечивать изготовление кадастровой карты, утверждать проект границ земельного участка, несостоятельна как не соответствующая материалам дела и содержанию судебного акта, в котором имеются соответствующие выводы.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судом, а также выводов, сделанных по результатам рассмотрения дела.

Судом выполнены требования части 3 статьи 9, части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, приведенные в судебном акте выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, поэтому у суда кассационной инстанции, исходя из пределов его компетенции, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется правовых оснований для переоценки фактических обстоятельств дела и учета доводов кассационной жалобы.

Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не влияют на законность принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 15 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8452/06-7 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Меры по приостановлению исполнения решения суда от 15 июня 2006 года, установленные определением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 сентября 2006 года, отменить.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.И.СМОЛЯК

Судьи:

Л.Ю.ПУЩИНА

М.М.ШЕЛЕМИНА