Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.10.2006 N А69-1132/06-5-Ф02-5223/06-С1 по делу N А69-1132/06-5 Суд правомерно удовлетворил требования о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов, поскольку полномочия на проведение возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 октября 2006 г. Дело N А69-1132/06-5-Ф02-5223/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Борисова Г.Н., Пущиной Л.Ю.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Тыва на решение от 18 июля 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1132/06-5 (суд первой инстанции: Ханды А.М.),

УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат Республики Тыва (далее - комиссариат) обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по
Республике Тыва (далее - инспекция) о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 189900 рублей.

Решением от 18 июля 2006 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, так как налог и страховые взносы имеют разную социально-правовую природу, следовательно, положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющие порядок зачета и возврата излишне уплаченной суммы налога, не могут применяться в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому жалоба рассматривается в их отсутствие.

Проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как следует из материалов дела, комиссариат ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 189900 рублей на код бюджетной классификации 18210202020061000160, в то время когда следовало уплатить на код бюджетной классификации 18210202010061000160, предусмотренные для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии.

При обращении комиссариата в налоговую инспекцию с
заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов в размере 189900 рублей ему было отказано в возврате в связи с тем, что, по мнению налоговой инспекции, страховые взносы не являются налогом и не подпадают под действие статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с действиями налоговой инспекции, комиссариат обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Приложением N 11.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской
Федерации“ предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда по коду главы 182 бюджетной классификации являются налоговые органы, в том числе по кодам 18210202030061000160 (“Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии“), 18210202010061000160 (“Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии“).

Статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит согласно Приложению 11.1 указанного Закона за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику, кроме того, согласно пункту 4 учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляются органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов) платежных поручений налоговых органов, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Таким образом, довод
налоговой инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом первой инстанции.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что полномочия на проведение возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложены на налоговые органы.

С учетом изложенного, проверив законность и обоснованность принятого судом решения, исходя из обстоятельств, существовавших на момент его принятия, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 июля 2006 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-1132/06-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Л.Ю.ПУЩИНА