Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.10.2006 N А19-39032/05-14-Ф02-5166/06-С2 по делу N А19-39032/05-14 Суд правомерно удовлетворил требования о взыскании расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, поскольку законодательством не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 октября 2006 г. Дело N А19-39032/05-14-Ф02-5166/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Соколовой Л.М.,

судей: Воробьевой Н.М., Кулакова В.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя Министерства финансов Российской Федерации - Григорчук Н.В. (доверенность от 31 января 2006 года),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-39032/05-14 (суд первой инстанции: Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Сорока Т.Г., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Главное управление внутренних
дел (ГУВД) Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к администрации Иркутской области с требованием о взыскании 49113 рублей 59 копеек, составляющих сумму расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги за 2004 год в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и Федеральным законом “Об основах федеральной жилищной политики“.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22.02.2006 к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, а в качестве третьих лиц привлечены муниципальное образование “Город Иркутск“ в лице Комитета по экономике и финансам администрации г. Иркутска и Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области.

Заявлением от 09.03.2006 истец уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 49113 рублей 59 копеек - убытки за 2004 год по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 июня 2006 года заявленные требования удовлетворены: взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Главного управления внутренних дел Иркутской области 49113 рублей 59 копеек - убытки в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Постановлением апелляционной инстанции от 8 августа 2006 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с судебными актами Арбитражного суда Иркутской области, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от
8 августа 2006 года и отказать в удовлетворении исковых требований.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судебные акты вынесены с нарушением (неправильным применением) норм материального права, выразившимся в неприменении закона, подлежащего применению (статья 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно заявлению, материально-правовым требованием указано требование (с учетом уточнений) о взыскании убытков, возникших у организации от предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

В обоснование заявленных требований истец сослался на статьи 15, 16, 1064, 1069, 1071, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, между Департаментом социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска и истцом заключен договор N 221-66-104/4 от 25.03.2004 о возмещении расходов по предоставлению льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе и в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Истец в 2004 году на основании Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ оказывал населению услуги по льготной оплате жилья и коммунальных услуг.

За указанный период истцом были предоставлены льготы, стоимость которых в полном объеме не была компенсирована, в связи с чем последний обратился в суд за защитой своих интересов, предъявив к взысканию 49113 рублей 59 копеек - убытки.

Объем
предоставленных истцом услуг и размер невозмещенных расходов подтверждается представленными в материалы дела документами: списками льготников о предоставлении льгот по оплате электроэнергии в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (л.д. 12, т. 1); отчетом на возмещение расходов от предоставления льгот за коммунальные и жилищные услуги за 2004 год (л.д. 11, т. 1); актом сверки суммы, подлежащей возмещению, подписанным истцом и Департаментом социальной защиты населения, по Федеральному закону “С социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ на сумму 49113 рублей 59 копеек (л.д. 50, т 1).

Факт оказания услуг, предоставления истцом льгот, предусмотренных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, их объем и размер невозмещенных расходов не опровергнуты ответчиком надлежащими доказательствами.

Истец выставил к оплате в Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска счет-фактуру на сумму 49113 рублей 59 копеек (л.д. 9, т. 1).

Удовлетворяя исковые требования о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что льгота на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг установлена статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“. Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской федерации“ и постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2001 N 536 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ обязанность по возмещению расходов, связанных с реализацией указанного законодательства, возложена на Российскую Федерацию. По мнению Арбитражного суда Иркутской
области, истец доказал сумму понесенных им расходов.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы законными и обоснованными.

В соответствии со статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации оказанные услуги должны быть оплачены в полном объеме.

Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ установлена льгота на оплату не ниже 50% жилья и коммунальных услуг.

Статьей 31 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предусмотрено, что организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности предоставляют инвалидам льготы, в том числе по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктами 18 и 19 статьи 4 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ N 181-ФЗ от 24.11.1995 в редакции, действовавшей в 2004 году, установлено, что установление федеральных льгот отдельным категориям инвалидов, формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

Порядок выплаты денежных компенсаций определен постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.01 N 536 “О Порядке предоставления и расходования в 2001 году средств Фонда компенсаций на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (срок действия Порядка продлевался на 2003 - 2004 годы).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что выделенные муниципальному образованию “Город Иркутск“ денежные средства на реализацию Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не в достаточном объеме компенсировали расходы истца по предоставлению льгот, установленных Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Доказательств, подтверждающих нецелевое использование данных средств, в суд не представлено.

Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского
кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение в меньшем размере.

Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками (неполученные доходы), которые подлежат возмещению в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу
пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о необоснованном неприменении статьи 15.6 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ (в ред. Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ). В соответствии с данной статьей возмещение организациям жилищно-коммунального хозяйства расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг осуществляется за счет средств федерального бюджета путем предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для возмещения фактически произведенных расходов.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что ГУВД Иркутской области не является организацией жилищно-коммунального хозяйства, является бюджетным учреждением, его деятельность финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Вместе с тем истец доказал понесенные расходы, предоставление льгот, то, что его деятельность была направлена на оказание жилищно-коммунальных услуг. Возложение на истца обязанности за собственные средства, полученные из бюджета на другие цели, компенсировать недополученные доходы недопустимо. Поэтому Арбитражный суд Иркутской области обоснованно удовлетворил
исковые требования.

Кроме того, данный довод подателя жалобы был оценен Арбитражным судом Иркутской области и фактически направлен на переоценку имеющихся в деле доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций.

Оснований для переоценки доказательств у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

При таких обстоятельствах судебные акты вынесены с соблюдением норм материального права и норм процессуального права, в связи с чем у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 1 июня 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 8 августа 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-39032/05-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Л.М.СОКОЛОВА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

В.И.КУЛАКОВ