Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2006 N А19-41457/06-47-Ф02-4670/06-С2 по делу N А19-41457/06-47 Дело по заявлению о взыскании суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением субсидий за коммунальные услуги, передано на новое рассмотрение, поскольку суд не выяснил, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 сентября 2006 г. Дело N А19-41457/06-47-Ф02-4670/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Кулакова В.И., Орлова А.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - Курбанова А.В. (доверенность N 08-35/588 от 30.12.2005),

Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Ряпенко А.В. (доверенность N 13-19/2 от 31.01.2006),

муниципального унитарного предприятия Черемховского городского муниципального образования “Водоканал“ - Лаутиновой Т.В. (доверенность от 04.10.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области на решение от 21 апреля
2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года по делу N А19-41457/06-47 Арбитражного суда Иркутской области (суд первой инстанции: Аксаментова В.Г.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.Н., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие Черемховского городского муниципального образования “Водоканал“ (МУП ЧГМО “Водоканал“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области и Черемховскому городскому муниципальному образованию в лице Финансового управления города Черемхово о взыскании 3530106 рублей 75 копеек - суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году субсидий гражданам и уменьшения им размера платежей за коммунальные услуги, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, 247854 рублей 18 копеек - суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам, пользующимся льготами по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено муниципальное унитарное предприятие “Комплексный центр социального обслуживания населения администрации Черемховского городского муниципального образования“.

Определением арбитражного суда от 19 декабря 2005 года по ходатайству истца в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, в качестве третьего лица - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области.

Определением арбитражного суда от 20 февраля 2006 года по ходатайству истца из числа ответчиков исключено Черемховское городское муниципальное образование, в качестве третьего лица привлечено муниципальное образование “Город Черемхово“.

В процессе рассмотрения дела по ходатайству истца в связи со сменой наименования произведено процессуальное правопреемство от МУП ЧГМО “Водоканал“ к МУП “Водоканал“ г. Черемхово.

До принятия
решения по делу истец уточнил заявленные требования и просил взыскать: с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - 3485906 рублей 73 копейки, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году субсидий гражданам и уменьшения им размера платежа за коммунальные услуги, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - 44200 рублей 25 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Иркутской области “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области“; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области - 123927 рублей 9 копеек, составляющих 50% от суммы расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 апреля 2006 года исковые требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано 3485906 рублей 73 копейки; с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области взыскано 123927 рублей 9 копеек, в удовлетворении требования о взыскании 44200 рублей 25 копеек, составляющих сумму расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Иркутской области “О
социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области“, отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года решение суда первой инстанции от 21 апреля 2006 года оставлено без изменения.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду судебные акты по делу N А19-41457/06-47, а не по делу N А19-41457/05-47.

Не согласившись с принятыми Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-41457/05-47 судебными актами в части взыскания суммы 3485906 рублей 73 копейки, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в этой части.

Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации полагает, что органы местного самоуправления обязаны предоставлять субсидии гражданам за счет средств местных бюджетов с последующей компенсацией из бюджета субъекта Российской Федерации, исходя из фактических данных. У органов местного самоуправления отсутствует право на получение средств из федерального бюджета в связи с фактическим непредоставлением субсидий гражданам на заявленную сумму иска.

Заявитель указывает на недоказанность состава правонарушения, являющегося основанием для наступления ответственности вследствие причинения вреда. Истец не представил финансовые документы, подтверждающие фактическое наличие убытков и их размер.

Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой на судебные акты по делу N А19-41457/05-47 в части взыскания с нее суммы 123927 рублей 9 копеек.

По мнению Главного финансового управления Иркутской области, арбитражным судом неправильно применены статьи 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответчиком в части требований о взыскании расходов, понесенных в связи с предоставлением в 2004 году гражданам льгот по оплате коммунальных
услуг, обязанность предоставления которых предусмотрена Законом Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“.

Присутствующие в судебном заседании представители заявителей кассационных жалоб подтвердили свои доводы.

Представитель МУП ЧГМО “Водоканал“ возразил против доводов жалоб, считая обжалуемые судебные акты законными.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, МУП ЧГМО “Водоканал“ при осуществлении своей деятельности в 2004 году на основании Федерального закона “Об основах федеральной жилищной политики“, Закона Иркутской области от 05.05.2003 N 23-оз “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ поставляло населению г. Черемхово воду и принимало сточные воды с последующим уменьшением размера платежей по оплате за водоснабжение и водоотведение на сумму начисленной субсидии.

В результате предоставления субсидий МУП ЧГМО “Водоканал“ в 2004 году понесло расходы в сумме 3485906 рублей 73 копеек.

В подтверждение расходов на заявленную сумму представлены счета-фактуры, акты сверки, расчет суммы иска, списки жильцов, получающих субсидии.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что МУП ЧГМО “Водоканал“ не получило из перечисленных муниципальному образованию средств на реализацию Федерального закона от 06.05.2003 N 52-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ денежных средств в достаточном количестве. Размер невозмещенных расходов от предоставления МУП ЧГМО “Водоканал“ субсидий составил 3485906 рублей 73 копейки.

В 2004 году в федеральном бюджете не была заложена необходимая для выплаты расходов по предоставлению субсидий сумма. Российская Федерация, устанавливая субсидии для малоимущих граждан, не передала
Черемховскому городскому муниципальному образованию достаточных для реализации субсидий финансовых средств, возложив бремя расходов на средства местного бюджета. При таких обстоятельствах ответственность за неполное возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Законом Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ возмещение предприятию расходов, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату коммунальных услуг, в меньшем размере, чем оно фактически понесло, не предусмотрено.

Поскольку коммерческая организация в связи с предоставлением льгот понесла расходы, которые не были компенсированы ей в полном объеме, у такой организации возникло право требования их возмещения.

Российская Федерация, принимая Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и устанавливая субсидии для малоимущих граждан, передала муниципальному образованию недостаточно денежных средств.

Понесенные МУП ЧГМО “Водоканал“ в 2004 году расходы, связанные с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг, подлежат взысканию за счет средств казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает данные выводы Арбитражного суда Иркутской области обоснованными и правомерными.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Вместе с тем государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан.

Согласно статье 15 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ в редакции Федерального закона от 08.07.1999 N 152-ФЗ органы государственного управления, местная администрация предоставляют компенсации (субсидии) гражданам, обеспечивающие оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом совокупного дохода семьи, действующих льгот и утвержденного бюджета. Источники финансирования указанных компенсаций (субсидий) определяются законодательством Российской Федерации.

В
соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“ и Законом Иркутской области N 23-оз от 05.05.2003 “О социальной политике и мерах дополнительной социальной защиты населения Иркутской области на период реформирования жилищно-коммунального хозяйства“ субсидии гражданам предоставляются на основании федеральных стандартов и региональных стандартов.

В соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг“, субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг с учетом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и действующих льгот. Субсидии предоставляются гражданам в безналичной форме в виде уменьшения платежа за жилье и коммунальные услуги.

Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг по федеральному закону, осуществляется за счет средств местных бюджетов и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 15.4 Закона Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“).

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 38 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.1995 N 154-ФЗ увеличение расходов органов самоуправления, возникших в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
компенсируется органами, принявшими решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

Органы государственной власти гарантируют компенсацию увеличения расходов или уменьшения доходов местных бюджетов, возникших вследствие принятия федеральных законов (пункт 3 статьи 5 Федерального закона “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“ от 25.09.1997 N 126-ФЗ).

Арбитражный суд Иркутской области установил, что в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2004 год“ государством установлены размеры дотаций, выделяемых из фонда софинансирования социальных расходов и направляемых на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг из федерального бюджета. Так, в 2004 году Иркутской области выделена сумма - 268540000 рублей.

Названные средства, направленные на частичное финансирование расходов, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, отражены в областном законе об областном бюджете на соответствующий год.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции установлено, что МУП ЧГМО “Водоканал“ не получило денежные средства в достаточном количестве из перечисленных муниципальному образованию.

Таким образом, муниципальное образование и субъект Российской Федерации (Иркутская область) заложенные в бюджеты денежные средства на возмещение расходов в связи с предоставлением гражданам субсидий распределили в полном объеме.

Между тем выделенные средства не компенсировали в полном объеме понесенные истцом расходы.

Поскольку Российская Федерация, принимая Закон Российской Федерации “Об основах федеральной жилищной политики“, наделила органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате субсидий населению, при этом в спорный период Российская Федерация в целях реализации указанных полномочий передала в муниципальное образование недостаточно денежных средств, ответственность за неполное
возмещение произведенных коммерческой организацией расходов в связи с предоставлением субсидий должна нести Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Вместе с тем суд кассационной инстанции находит незаконными выводы суда о взыскании расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, пунктом 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года N 419, пунктом 1 Правил предоставления и расходования в 2002 году средств Фонда компенсаций на реализацию Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2002 N 334 (действие указанного постановления продлено на 2004 год постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2004 N 80), субъектами ответственности являются муниципальные образования, субъекты Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“ разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то
при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает решение от 21 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-41457/05-47 подлежащими отмене в части взыскания расходов, связанных с реализацией Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий“, с Иркутской области в лице Главного финансового управления по Иркутской области, с направлением дела в данной части на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда. В остальной части решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат оставлению без изменения.

При новом рассмотрении дела суду следует проверить, достаточно ли было выделено субъекту Российской Федерации - Иркутской области, муниципальному образованию “Город Черемхово“ - средств из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 “О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации“, а также распределить расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 апреля 2006 года, постановление апелляционной инстанции от 27 июня 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-41457/06-47 в части взыскания с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны Иркутской области 123927 рублей 9 копеек отменить, дело в этой части передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

В остальной части судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

В.И.КУЛАКОВ

А.В.ОРЛОВ