Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.08.2006 N А78-12395/05-С2-21/882-Ф02-3964/06-С1 по делу N А78-12395/05-С2-21/882 Суд правомерно удовлетворил заявление к налоговому органу об обязании произвести зачет переплаты по страховым взносам на выплату накопительной части трудовой пенсии, поскольку обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 8 августа 2006 г. Дело N А78-12395/05-С2-21/882-Ф02-3964/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Первушиной М.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу на решение от 28 марта 2006 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-12395/05-С2-21/882 (суд первой инстанции: Куликова Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное учреждение “Александровско-Заводский лесхоз“ (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной
инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Читинской области и Агинскому Бурятскому автономному округу (далее - инспекция) об обязании произвести зачет переплаты по страховым взносам на выплату накопительной части в сумме 299045 рублей в счет недоимки по страховым взносам на выплату страховой части трудовой пенсии.

Решением от 28 марта 2006 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда, инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении требований отказать.

По мнению заявителя, суд, принимая решение, не учел, что страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, не относятся к числу налогов, являясь индивидуально возмездными платежами, поэтому налоговые органы не вправе осуществлять возврат излишне (ошибочно) уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в порядке, установленном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации, а полномочия по зачету (возврату) излишне уплаченных сумм страховых взносов возложены на органы Пенсионного фонда Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, на 20.07.2005 у учреждения имелась переплата излишне уплаченных страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 299045 рублей, в связи с чем за ним образовалась задолженность по страховым взносам на выплату
страховой части трудовой пенсии. Данный факт подтверждается реестром поступивших платежей, платежными поручениями. Произвести зачет излишне уплаченных сумм отделение фонда и налоговая инспекция по заявлению учреждения отказались.

Считая действия инспекции по отказу в проведении зачета переплаченных сумм страховых взносов незаконными, учреждение обратилось в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

Приложением N 11.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ предусмотрено, что администраторами поступлений в бюджет
Пенсионного фонда по коду главы 182 бюджетной классификации являются налоговые органы, в том числе по кодам 18210202030061000160 (“Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии“), 18210202010061000160 (“Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии“).

Статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ предусмотрено, что закрепление основных источников доходов бюджетов Российской Федерации происходит согласно приложению N 11.1 указанного Закона за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (федеральными органами государственной власти, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней, штрафов по ним).

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 18 которого предусмотрено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику, кроме того, согласно пункту 4 учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов об уточнении вида и принадлежности платежа, уведомлений администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности поступлений.

Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что у
налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате, зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

При таких обстоятельствах судебный акт соответствует законодательству, материалам дела и отмене не подлежит.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 марта 2006 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-12395/05-С2-21/882 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

М.А.ПЕРВУШИНА