Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2006, 27.10.2006 по делу N А40-58074/06-149-345 Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения - должника, направляется в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

24 октября 2006 г. Дело N А40-58074/06-149-34527 октября 2006 г. “

(извлечение)

Полный текст изготовлен 27.10.2006.

Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2006.

Арбитражный суд в составе судьи Л., рассмотрев в судебном заседании суда дело по заявлению ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ к ответчику - Министерству финансов Российской Федерации о признании незаконными действий, с участием: от заявителя - Б. по дов. от 29.12.05 (пасп. 46 03 605583); от ответчика - неявка, уведомлен,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит признать незаконным действия Министерства финансов Российской Федерации по возвращению ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ без исполнения исполнительного
листа от 11.01.2006 N 508246, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-3282/04-9-32, о взыскании с Федерального агентства морского и речного транспорта в пользу ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ 26267000 рублей и обязать Минфин России исполнить исполнительный лист от 11.01.2006 N 508246, выданный Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-3282/04-9-32, о взыскании с Федерального агентства морского и речного транспорта в пользу ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ 26267000 рублей.

Ответчик в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено на основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ в отсутствие Минфина России.

Заявитель поддержал требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, представил доказательства направления исполнительного листа Ответчику.

Ответчик отзыв не представил, требования Заявителя не оспорил.

Рассмотрев заявление, представленные доказательства, заслушав заявителя, суд находит Заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.03.04 по делу N А40-3282/04-9-32, оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 09.06.04 и постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 30.09.04 по делу N КГ-А40/8940-04, с Министерства транспорта РФ в пользу Заявителя было взыскано 26267000 (Двадцать шесть миллионов двести шестьдесят семь тысяч) рублей.

Определением Арбитражного суда г. Москвы от 23.09.05 по указанному делу, оставленным в силе постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.05 по делу N 09АП-13120/05-ГК, была произведена процессуальная замена должника - Министерства транспорта РФ на Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Заявителю 11.01.2006 был выдан исполнительный лист N 508246.

Заявитель 17.01.2006 передал в Министерство финансов РФ на исполнение исполнительный лист N 508246. К исполнительному листу в соответствии с требованием законодательства
были приложены: заявление от 16.01.06 N ЮА-14/01 с указанием реквизитов банковского счета Заявителя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; заверенные судом копии вынесенных по делу судебных актов; доверенность на представителя, подписавшего заявление.

Письмом от 11.08.2006 N 08-05-14/3521 (л.д. 23), подписанным директором Правового департамента Минфина РФ, исполнительный лист с приложенными к нему документами был возвращен Заявителю без исполнения с указанием на то, что данный судебный акт должен исполняться в соответствии с положениями ст. 242.3 Бюджетного кодекса РФ путем обращения в Федеральное казначейство по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов.

Данное утверждение Минфина России не соответствует обстоятельствам дела N А40-3282/04-9-32, по результатам рассмотрения которого было вынесено решение от 26.03.04 и выдан исполнительный лист, возвращенный Ответчиком Заявителю.

Из текста судебных актов, принятых по делу N А40-3282/04-9-32 следует, что денежные средства должны быть взысканы за счет казны Российской Федерации по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.94 N 718 “О мерах по совершенствованию управления Северным морским путем“ не подлежащее приватизации и относящееся к казне Российской Федерации федеральное имущество - ледоколы, были закреплены за пароходствами, в том числе и за Заявителем

На пароходства была возложена обязанность обеспечивать ледокольную проводку судов Северным морским путем в замерзающие порты Российской Федерации.

В свою очередь на Министерство финансов РФ, Министерство транспорта РФ и Госкомитет РФ по управлению имуществом, как на государственные органы, Правительством РФ была возложена обязанность компенсировать расходы пароходств по содержанию и использованию ледокольного флота, не покрываемые доходами от его эксплуатации, что соответствует положениям ст. 210 ГК РФ, согласно которой собственник имущества (в данном случае - Российская Федерация)
несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Таким образом, имущество (ледоколы), являющиеся собственностью Российской Федерации, должно содержаться за счет казны Российской Федерации.

В решении от 26.03.04 по делу N А40-3282/04-9-32 (л.д. 9) содержатся указание на то, что денежные средства в целях предоставления целевых субсидий на содержание ледокольного флота России были выделены из федерального бюджета.

В связи с неисполнением Министерством транспорта РФ возложенной на него Правительством РФ функции по компенсации расходов Заявителя на содержание ледокольного флота были вынесены вышеуказанные судебные акты.

В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - “БК РФ“) судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) исполняются Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 242.1 БК РФ к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя, что и было сделано Заявителем

Таким образом, Минфин России незаконно возвратил исполнительный лист N 508246 заявителю.

В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об удовлетворении заявленного требования.

В порядке ст. 201 АК РФ, суд считает необходимым обязать Ответчика исполнить N 508246, переданный Минфину России 23.10.2006, так как заявление ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ соответствует требованиям законодательства, к нему приложены необходимые документы, срок предъявления исполнительного листа для исполнения не пропущен.

Государственная пошлина подлежит возврату Заявителю из федерального бюджета, так как Ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 242.1, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса РФ, ст. ст. 65, 110, 167 - 170, 176, 181, 200, 201 АПК РФ

РЕШИЛ:

признать незаконными действия Министерства финансов Российской Федерации по возвращению ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ без исполнения исполнительного листа от 11.01.2006 N 508246, выданного Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-3282/04-9-32, о взыскании с Федерального агентства морского и речного транспорта в пользу ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ 26267000 рублей.

Обязать Минфин
России в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу исполнить исполнительный лист от 11.01.2006 N 508246, выданный Арбитражным судом г. Москвы по делу N А40-3282/04-9-32, о взыскании с Федерального агентства морского и речного транспорта в пользу ОАО “Дальневосточное морское пароходство“ 26267000 рублей.

Возвратить Представительству ОАО “ДВМП“ в Москве из федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 25.08.2006 N 614.

Решение может быть обжаловано в течение месяца после его принятия в Девятый арбитражный апелляционный суд.