Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.05.2006 N А19-42394/05-10с-Ф02-2376/06-С2 по делу N А19-42394/05-10с Дело по заявлению о признании незаконными действий государственного органа и не подлежащим исполнению инкассового поручения передано на новое рассмотрение, поскольку вывод суда о несоответствии отчетности федеральному законодательству и качественном состоянии материальных ценностей является ошибочным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 25 мая 2006 г. Дело N А19-42394/05-10с-Ф02-2376/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Звечаровской Т.А.,

судей: Попова О.А., Юдиной Н.М.,

при участии в судебном заседании:

от истца - открытого акционерного общества “Аэропорт “Братск“ - Бжевской И.А. (доверенность от 01.06.2005),

от ответчика - Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу - Кравченковой И.Г. (доверенность от 30.12.2005 N ЭБиДР/2986),

рассмотрев в закрытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение от 21 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по
делу N А19-42394/05-10с (суд первой инстанции: Любицкая Т.Д.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Аэропорт “Братск“ (ОАО “Аэропорт “Братск“) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о признании действий Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу по взысканию штрафных санкций незаконными, инкассового поручения N 07 от 20.06.2005 на сумму 1147712 рублей 5 копеек - не подлежащим исполнению.

До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования, просил суд признать действия ответчика о взыскании штрафных санкций незаконными, а инкассовое поручение N 07 от 20 июня 2005 года филиала “Прибайкальский территориальный отдел“ Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на сумму 147712,05 рубля - не подлежащим исполнению, поскольку данные действия противоречат пункту 12 статьи 16 Федерального закона “О государственном материальном резерве“ N 79-ФЗ от 29 декабря 1994 года и пунктам 5.1, 5.2 Инструкции “Об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации“ N МО11-2/376 от 8 апреля 1993 года.

Определением Арбитражного суда Новосибирской области от 3 ноября 2005 года по делу N А45-18023/05-19/3с дело передано из Арбитражного суда Новосибирской области в Арбитражный суд Иркутской области. В Арбитражном суде Иркутской области присвоен N А19-42394/05-10с.

Решением от 21 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области исковые требования удовлетворены.

Решение от 21 февраля 2006 года принято со ссылкой на статью 1, пункт 12 статьи 16 Федерального закона “О государственном материальном резерве“ N 79-ФЗ от 29.12.1994.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе на решение от 21 февраля 2006 года Управление Федерального агентства по государственным резервам
по Сибирскому федеральному округу просит проверить законность принятого по делу судебного акта в связи с неправильным применением Арбитражным судом Иркутской области Федерального закона “О государственном материальном резерве“ от 29 декабря 1994 года N 79-ФЗ, Инструкции “Об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации“, пункта 11 Положения о мобилизационном резерве Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.1997 N 570-27.

Заявитель кассационной жалобы полагает, что согласно Инструкции “Об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации“ инвентаризация является разновидностью формы отчетности, которая должна быть представлена ответственным хранителем в срок до 15 ноября каждого года.

В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Аэропорт “Братск“ указало на законность обжалуемого судебного акта.

В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представитель Управления по Сибирскому федеральному округу филиала “Прибайкальский территориальный отдел“ подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.

При рассмотрении дела в судебном заседании объявлялся перерыв в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 10 часов 25 мая 2006 года. После окончания перерыва представитель ОАО “Аэропорт “Братск“, участвующий в деле, в судебном заседании участия не принял.

Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм процессуального права, соответствие выводов арбитражного суда первой инстанции о применении нормы права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено, что 20 июня 2006 года филиал Прибайкальского территориального отдела Сибирского окружного управления Росрезерва предъявил к расчетному счету ОАО “Аэропорт “Братск“ инкассовое поручение N 07 на
сумму 1147712 рублей 5 копеек - штраф за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям 2 группы согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона “О государственном материальном резерве“.

Удовлетворяя исковые требования, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что понятие “2 группа материальных ценностей“ не содержится ни в Федеральном законе “О государственном материальном резерве“ от 29.12.1994 N 79-ФЗ и постановлении Правительства Российской Федерации, ни в Положении о мобилизационном резерве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации. Соответственно, ответственность за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям 2 группы применена быть не может. Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Инструкция об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации может применяться только в части, не противоречащей Федеральному закону “О государственном материальном резерве“. Пункты 11.4, 11.5 Инструкции, устанавливающие обязанность предприятия (организации) по представлению в Теруправление Роскомрезерва акта инвентаризации, признаны судом первой инстанции не соответствующими Федеральному закону “О государственном материальном резерве“. Данные выводы суда первой инстанции являются необоснованными.

Из инкассового поручения N 07 от 20 июня 2005 года действительно усматривается, что ко взысканию предъявлен “штраф за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям 2 группы“. Обоснованно судом первой инстанции отмечено, что такого понятия в законодательстве не содержится.

Вместе с тем в инкассовом поручении N 07 от 20 июня 2005 года имеется ссылка на то, что штраф взыскивается согласно статье 16 пункту 12 Федерального закона “О государственном материальном резерве“.

Таким образом, ответственность применена за несвоевременное представление отчетности по материальным ценностям государственного резерва. Данный вид ответственности предусмотрен Федеральным законом “О государственном материальном резерве“.

В соответствии с пунктом 2
статьи 4 Федерального закона “О государственном материальном резерве“ деятельность организаций системы государственного резерва в части формирования, хранения и обслуживания запасов государственного резерва регулируется настоящим Федеральным законом, решениями Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 12 статьи 16 Федерального закона “О государственном материальном резерве“ за несвоевременное представление установленной отчетности предусмотрен штраф в размере 20% стоимости материальных ценностей по операциям, с которыми допущено нарушение.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона “О государственном материальном резерве“ отчетность о наличии запасов материальных ценностей государственного резерва и их движении, их учет и контроль осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 1997 года N 570-27 утверждено Положение о мобилизационном резерве.

Частью 1 пункта 37 указанного нормативного правового акта предусмотрено, что территориальные управления Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам, а также исполнители ведут бухгалтерский учет операций с материальными ценностями мобилизационного резерва в соответствии с Федеральным законом “О бухгалтерском учете“ и нормативными актами Государственного комитета Российской Федерации по государственным резервам.

Частью 2 пункта 37 Положения о мобилизационном резерве установлен порядок ведения бухгалтерского учета материальных ценностей мобилизационного резерва. Формы статистической и бухгалтерской отчетности разрабатываются Государственным комитетом Российской Федерации по государственным резервам по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Инструкция об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва Российской Федерации утверждена председателем Комитета Российской Федерации по государственным резервам, то есть субъектом, которому Правительством Российской Федерации предписано установить формы статистической и бухгалтерской отчетности.

Таким образом, вывод Арбитражного суда Иркутской области о несоответствии Федеральному закону “О государственном материальном резерве“ пунктов 11.4, 11.5 Инструкции об учете, отчетности и качественном состоянии материальных ценностей мобрезерва
Российской Федерации, устанавливающих обязанность предприятия (организации) по представлению в Теруправление Роскомрезерва акта инвентаризации, является ошибочным, действующее законодательство предусматривает ответственность за несвоевременное представление установленной отчетности (акта инвентаризации) организацией, осуществляющей ответственное хранение материальных ценностей государственного резерва.

Следовательно, суду первой инстанции необходимо было проверить, было ли допущено ОАО “Аэропорт “Братск“ нарушение требований Инструкции в части представления отчетности.

В решении Арбитражного суда Иркутской области от 21 февраля 2006 года содержится вывод о том, что ОАО “Аэропорт “Братск“ является ответственным хранителем материальных ценностей по договору N 28 с 14 октября 2004 года. Штраф предъявлен за непредставление акта инвентаризации материальных ценностей мобрезерва по состоянию на 1 октября 2004 года. Данных о том, являлся ли истец хранителем материальных ценностей мобрезерва до 14 октября 2004 года, в деле не имеется.

Вместе с тем, как следует из письма Территориального управления воздушного транспорта России от 20 ноября 2002 года N М-134с, ОАО “Аэропорт “Братск“ является ответственным хранителем материальных ценностей с 29 ноября 2001 года.

Данные сведения нуждаются в дополнительной проверке и подтверждении (либо опровержении) посредством допустимых доказательств.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду решение от 21 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42394/05-10с, а не по делу N А19-42349/05-10с.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение от 21 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42349/05-10с принято с нарушением норм материального права, в связи с чем указанный судебный акт подлежит отмене на основании частей 1 и 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с передачей
дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Иркутской области следует учесть рекомендации, содержащиеся в настоящем постановлении, а также распределить расходы по госпошлине за кассационное рассмотрение дела.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42394/05-10с отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ЗВЕЧАРОВСКАЯ

Судьи:

О.А.ПОПОВ

Н.М.ЮДИНА