Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 26.04.2006 N А19-26696/04-13-14-Ф02-1776/06-С2 по делу N А19-26696/04-13-14 Суд правомерно взыскал убытки, возникшие в результате предоставления льгот по оплате услуг связи ветеранам, поскольку законодательством возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 26 апреля 2006 г. Дело N А19-26696/04-13-14-Ф02-1776/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Орлова А.В., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании:

представителя Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность N 08-35/585 от 30.12.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 19 декабря 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26696/04-13-14 (суд первой инстанции: Ушакова О.В.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Сорока Т.Г., Дягилева И.П.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое
акционерное общество (ОАО) “Сибирьтелеком“ в лице расчетно-сервисного центра структурного подразделения регионального филиала “Электросвязь“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению социальной защиты населения Иркутской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска о взыскании за счет казны Российской Федерации убытков в размере 5698297 рублей 18 копеек, возникших в связи с невозмещением истцу потерь от предоставления в 2002, 2003 годах льгот по оплате услуг связи отдельным категориям граждан во исполнение Федерального закона “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“, Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, Федерального закона “О ветеранах“.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытки в размере 1499094 рублей 90 копеек, возникшие в результате невозмещения расходов на предоставление льгот за пользование радиоточкой согласно Федеральному закону “О ветеранах“ за 2002 год. ОАО “Сибирьтелеком“ заявлен отказ от исковых требований к Управлению социальной защиты населения Иркутской области, Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департаменту социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска.

Определением от 28 марта 2005 года ответчик - Российская Федерация - заменен Иркутской областью в лице Главного финансового управления Иркутской области.

Определением от 30 мая 2005 года производство по иску в части взыскания убытков в размере 5698297 рублей с Управления социальной защиты населения Иркутской области, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г.
Иркутска прекращено. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление социальной защиты населения Иркутской области, Департамент социальной защиты населения Комитета по делам горожан администрации г. Иркутска, Комитет по экономике и финансам администрации г. Иркутска.

Решением от 19 декабря 2005 года исковые требования удовлетворены частично: с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет казны Иркутской области в пользу ОАО “Сибирьтелеком“ взысканы убытки в размере 1233608 рублей 50 копеек.

Суд апелляционной инстанции 13 февраля 2006 года решение от 19 декабря 2005 года оставил без изменения.

Не согласившись с выводами арбитражного суда, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 19 декабря 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2006 года и принять новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены нормы материального права и процессуального права (статьи 15, 401, 1064, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 180, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона “О ветеранах“, статьи 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положения пункта “ж“ статьи 72, статья 76 Конституции Российской Федерации, Федеральный закон “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“, глава IV.I Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“, постановление Правительства Российской Федерации N 584
от 15.08.2001 “О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“, постановление губернатора Иркутской области от 21.05.2002 N 348-п “О порядке финансирования Федерального закона “О ветеранах“ в 2002 году“, статья 23 Закона Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, Закон Иркутской области “Отчет об исполнении областного бюджета за 2002 год“).

Заявитель ссылается на недоказанность условий, необходимых для применения гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков; на отсутствие договорных отношений с истцом, правовых оснований для удовлетворения иска; на исполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на 2002 год на реализацию Федерального закона “О ветеранах“; на то, что сумма убытков не подтверждена документально, не доказана и не обоснована.

В случае доказанности факта предоставления льгот по оплате услуг отдельным категориям граждан, имеющим на это право, и суммы заявленных требований компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя Иркутской области, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению (с учетом уточнений), материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области убытков в размере 1499094 рублей 90 копеек, возникших в результате невозмещения расходов на предоставление льгот за пользование радиоточкой согласно Федеральному закону “О ветеранах“ за 2002 год.

Основанием иска указано на неисполнение в полном объеме обязанности по возмещению расходов, связанных с предоставлением
в 2002 году льгот по оплате услуг за пользование радио гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

В обоснование своих требований истец представил: договор о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате за услуги связи от 19.02.2002, акты сверки, договор о возмещении расходов от предоставления льгот по оплате за услуги связи N 221-66-468/2 от 17.12.2002, дополнительное соглашение от 19.09.2003 к договору от 17.12.2002 N 221-66-468/2, договоры о возмещении расходов от предоставления льгот на оплату жилья и коммунальных услуг, расчет суммы иска, расчет льготного тарифа, агентские договоры, списки абонентов, имеющих льготу.

Главное финансовое управление Иркутской области в отзыве на иск сослалось на отсутствие состава правонарушения, на то, что компенсация расходов, понесенных истцом, при доказанности факта предоставления льгот и суммы заявленных требований должна производиться за счет средств федерального бюджета.

Удовлетворяя исковые требования, заявленные к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области, за счет казны Иркутской области в сумме 1233608 рублей 50 копеек, суд первой инстанции исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате услуг за пользование радио, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ расходы истца по предоставлению льгот по оплате услуг за пользование радио не были возмещены.

В остальной части в удовлетворении исковых требований отказано в связи с их недоказанностью.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, полагая, что они основаны на
полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильной правовой квалификации спорных правоотношений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда, оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ОАО “Сибирьтелеком“ права требования их возмещения.

Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери истца в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ по оплате услуг за пользование радиоточкой.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что
факты предоставления льгот ветеранам и размер задолженности по возмещению расходов истца в сумме 1233608 рублей 50 копеек установлены. Указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

Таким образом, исковые требования к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании некомпенсированных расходов ОАО “Сибирьтелеком“, понесенных в связи с предоставлением льгот в 2002 году в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“, удовлетворены правомерно.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 19 декабря 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26696/04-13-14 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 19 декабря 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 13 февраля 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26696/04-13-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

А.В.ОРЛОВ

Л.М.СОКОЛОВА