Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 N А19-42961/05-36-Ф02-1438/06-С1 по делу N А19-42961/05-36 Решение суда о признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в отказе в государственной регистрации ККМ, оставлено без изменения, так как условия регистрации контрольно-кассовой машины предпринимателем соблюдены, а также ответчиком не установлена недостоверность данных, указанных в заявлении о регистрации контрольно-кассовой машины.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 апреля 2006 г. Дело N А19-42961/05-36-Ф02-1438/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Гуменюк Т.А.,

судей: Шошина П.В., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу г. Братска Иркутской области на решение от 25 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-42961/05-36 (суд первой инстанции: Самойлова О.И.),

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Неудачин Александр Леонидович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному
округу г. Братска Иркутской области, выразившихся в отказе в государственной регистрации контрольно-кассовой машины модели “Касби-03Ф“, заводской номер 20242474, и обязании ответчика зарегистрировать данную контрольно-кассовую машину.

Решением суда от 25 января 2006 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

Обжалуя решение суда в связи с неправильным применением норм материального права, налоговая инспекция указывает на то, что с 1 октября 2004 года используемая предпринимателем Неудачиным А.Л. модель контрольно-кассовой машины “Касби-03Ф“ исключена из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, следовательно, не подлежит государственной регистрации, в связи с чем просит об отмене решения суда и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 15238 от 27.03.2006, N 15239 от 25.03.2006), однако своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Как следует из материалов дела, предпринимателем Неудачиным А.Л. направлено в налоговый орган заявление о регистрации контрольно-кассовой машины модели “Касби-03Ф“, заводской номер 20242474, 2002 года выпуска, с приложением установленных законодательством документов.

Письмом налоговой инспекции от 14.10.2005 N 02-06.3/31925 заявителю сообщено о том, что контрольно-кассовая машина модели “Касби-03Ф“ не подлежит регистрации как исключенная с 1 октября 2004 года из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

Отказ налоговой инспекции в регистрации контрольно-кассовой машины послужил основанием для обращения предпринимателя в суд с заявлением о признании действий налоговой инспекции незаконными и обязании произвести регистрацию.

Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд мотивировал его неправомерностью отказа налоговым органом в регистрации контрольно-кассовой машины, представленной для регистрации предпринимателем Неудачиным А.Л., поскольку действующим законодательством предусмотрена возможность эксплуатации моделей контрольно-кассовых машин, исключенных из Государственного реестра, до истечения срока их амортизации, поскольку данный срок не истек, контрольно-кассовая машина подлежит регистрации в налоговом органе.

Кроме того, суд указал на непредставление налоговым органом доказательств, подтверждающих официальное опубликование в установленном законом порядке решения Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам об исключении контрольно-кассовой машины модели “Касби-03Ф“ из Государственного реестра, что исключает ссылку налогового органа на данное решение в обоснование своих возражений против заявленных предпринимателем требований.

Проверив законность и обоснованность решения, принятого по настоящему делу, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не установил нарушений судом норм материального и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт“ (далее - Закон “О применении ККТ“) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применяются модели контрольно-кассовых машин, включенные в Государственный реестр (пункт 1).

Согласно статье 4 названного Закона требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

Условиями регистрации контрольно-кассовых машин,
установленными Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным приказом Госналогслужбы Российской Федерации N ВГ-3-14/36 от 22.06.1995 (далее - Порядок), является подача юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления в налоговый орган с приложением паспорта контрольно-кассовой машины и договора о ее техническом обслуживании и ремонте Центром технического обслуживания или непосредственно предприятием-изготовителем контрольно-кассовых машин из числа зарегистрированных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 2).

Налоговый орган после проверки достоверности данных, указанных в заявлении, не позднее 5 дней с момента подачи заявления производит регистрацию контрольно-кассовых машин (пункт 3).

Как видно из материалов дела, условия регистрации контрольно-кассовой машины предпринимателем Неудачиным А.Л. соблюдены; недостоверность данных, указанных в заявлении о регистрации контрольно-кассовой машины, налоговым органом не установлена.

При указанных обстоятельствах Арбитражным судом Иркутской области сделан правильный вывод о незаконности отказа в регистрации контрольно-кассовой машины.

Довод кассационной жалобы об исключении контрольно-кассовой машины модели “Касби-03Ф“ из Государственного реестра отклоняется судом кассационной инстанции ввиду следующего.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона “О применении ККТ“ Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня таких изменений и дополнений (пункт 4).

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти“ нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер (далее именуются - нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), прошедшие государственную регистрацию в Министерстве
юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в “Российской газете“ в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства “Юридическая литература“ администрации Президента Российской Федерации. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации “Система“.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Доказательств, подтверждающих официальное опубликование в установленном порядке протокола заседания Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 12.03.2004 N 1/77-2004, на который ссылается налоговая инспекция в обоснование довода об исключении контрольно-кассовой машины модели “Касби-03Ф“ из Государственного реестра, не представлено. Следовательно, заявленная предпринимателем Неудачиным А.Л. для регистрации в налоговом органе модель контрольно-кассовой машины, 2002 года выпуска, срок амортизации которой не истек, не может быть признана исключенной из Государственного реестра контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25 января 2006 года Арбитражного суда Иркутской области по делу
N А19-42961/05-36 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Т.А.ГУМЕНЮК

Судьи:

П.В.ШОШИН

Л.И.СМОЛЯК