Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.04.2006 N А19-39069/05-11-Ф02-1423/06-С1 по делу N А19-39069/05-11 Суд правомерно отказал налоговому органу во взыскании штрафа за несвоевременное представление расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, поскольку страхователь по обязательному пенсионному страхованию не является субъектом рассмотренного налогового правонарушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 апреля 2006 г. Дело N А19-39069/05-11-Ф02-1423/06-С1“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Гуменюк Т.А., Смоляк Л.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области на решение от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-39069/05-11 (суд первой инстанции: Филатов Д.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Федеральной налоговой службы России по Центральному округу города Братска Иркутской области (налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью “Ремонтник“ (общество) налоговых санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 50 рублей.

Решением суда от 5 декабря 2005 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права и принять по делу новый судебный акт.

По мнению заявителя кассационной жалобы, судом неправомерно не принято во внимание, что, поскольку налоговые органы являются администраторами единого социального налога, осуществляют контроль за поступлением указанного налога в бюджет, налоговой инспекцией проведена камеральная налоговая проверка расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2005 года, в ходе которой установлено нарушение срока представления расчета, и общество обоснованно привлечено к налоговой ответственности.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 14657 от 22.03.2006, N 14658 от 28.03.2006), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению,
исходя из следующего.

Как установлено судом первой инстанции, 25.04.2005 обществом в налоговую инспекцию представлен расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2005 года при сроке представления 20.04.2005.

В связи с этим налоговой инспекцией принято решение от 17.06.2005 N 7682 о привлечении общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, за несвоевременное представление в налоговую инспекцию расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, за 1 квартал 2005 года в виде штрафа в размере 50 рублей.

Требованием от 20.06.2005 N 1290 обществу предложено в добровольном порядке уплатить налоговые санкции.

Неисполнение обществом данного требования послужило основанием для обращения налоговой инспекции в суд с заявлением.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, Арбитражный суд Иркутской области исходил из того, что общество как страхователь по обязательному пенсионному страхованию не является субъектом налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы Арбитражного суда Иркутской области соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (Закон) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Страхователь согласно пункту 2 статьи 14 названного Закона в том числе обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Статьей 24 Закона установлено,
что сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Согласно статье 23 Закона расчетный период состоит из отчетных периодов. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.

Ответственность за нарушение страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании предусмотрена статьей 27 Закона, подлежащего применению как специальный закон, регламентирующий отношения в сфере обязательного пенсионного страхования.

Статьей 1 Закона предусмотрено, что настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет
правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Страхователь является одним из субъектов обязательного пенсионного страхования.

В рассматриваемом споре общество выступает в качестве страхователя, а не налогоплательщика (налогового агента).

Субъектом ответственности по статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации является налогоплательщик (налоговый агент), в связи с чем у налоговой инспекции отсутствовали основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной этой нормой.

Кроме того, объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, является непредставление в установленный законом срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом.

Представление расчета авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации, а также иными актами законодательства о налогах и сборах, следовательно, привлечение общества к ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации является незаконным.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации. В связи с этим доводы заявителя кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание как основанные на ошибочном толковании норм Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

При таких условиях Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не влияют на законность принятого судебного акта.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области
по делу N А19-39069/05-11 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Т.А.ГУМЕНЮК

Л.И.СМОЛЯК