Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2006 N А19-14377/05-54-Ф02-804/06-С2 по делу N А19-14377/05-54 Суд правомерно удовлетворил требования о взыскании задолженности, возникшей в связи с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги, поскольку неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у последнего права требования их возмещения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 марта 2006 г. Дело N А19-14377/05-54-Ф02-804/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Рюмкиной М.Д.,

судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность от 30.12.2005 N 08-35/585),

общества с ограниченной ответственностью “Верхнее Марково“ - Рязановой О.А. (доверенность от 06.06.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области на решение от 8 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14377/05-54
(суд первой инстанции: Кулик Е.Н.; суд апелляционной инстанции: Ибрагимова С.Ю., Архипенко А.А., Матинина Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Верхнее Марково“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании задолженности в размере 148491 рубля 69 копеек, возникшей в связи с предоставлением льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

В качестве третьего лица к участию в деле привлечен Департамент социальной защиты населения по г. Усть-Куту и Усть-Кутскому району.

Определением от 30 июня 2005 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, к участию в деле привлечено Главное управление социальной защиты населения по Иркутской области.

Решением от 8 сентября 2005 года исковые требования удовлетворены, с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области за счет средств казны в пользу ООО “Верхнее Марково“ взыскано 148491 рубль 69 копеек убытков.

Постановлением апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года указанное решение оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Иркутская область в лице Главного финансового управления Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 8 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года отменить.

По мнению заявителя жалобы, арбитражным судом неправильно применены нормы материального права (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 84, 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2002 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на 2003 год“, Федеральный закон “О федеральном бюджете на
2004 год“, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.01.2001 N 1-П, Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.04.2001 N 7-П, пункт 2.2 Положения о Главном финансовом управлении Иркутской области, утвержденного постановлением администрации Иркутской области от 15.06.2004 N 18-па, Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“, Закон Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“, статья 26 Устава Иркутской области).

Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие состава правонарушения, отсутствие правовых оснований для удовлетворения требований истца. Возмещение понесенных истцом расходов при доказанности их наличия и размера подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании задолженности в размере 148491 рубля 69 копеек, возникшей в результате предоставления льгот по оплате за жилье и коммунальные услуги в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ за период с октября 2002 года по июль 2004 года.

Основанием иска ООО “Верхнее Марково“ указало на неисполнение Иркутской областью обязательств по компенсации затрат, понесенных в результате предоставления льгот гражданам, имеющим право на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, в рамках Федерального закона “О ветеранах“.

В обоснование своих требований истец представил в копиях: договор о совместной деятельности N 9 от 17.12.2003, акт сверки расчетов от 16.08.2004, уведомление о погашении дебиторской задолженности N 23В от 15.11.2004, повторное уведомление о погашении дебиторской задолженности N 48В от
09.02.2005, письмо N 542 от 16.03.2005, уведомление о погашении дебиторской задолженности N 52В от 01.04.2005, письмо N 08-25/152 от 13.04.2005, заключение N 18-11/52, повторное уведомление о погашении дебиторской задолженности N 52/1В от 17.05.2005, счета-фактуры, списки льготников.

Возражая против заявленных требований, Главное финансовое управление Иркутской области указало на исполнение в полном объеме обязательств по перечислению средств, предусмотренных областным бюджетом на реализацию Федерального закона “О ветеранах“; на отсутствие состава правонарушения, необходимого для применения ответственности в виде взыскания убытков; на то, что компенсация расходов истца при доказанности факта предоставления льгот и суммы требований подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.

В пояснениях по иску Главное управление социальной защиты населения Иркутской области указало на то, что согласно проверке фактических затрат по реализации Федерального закона “О ветеранах“ в части возмещения понесенных расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, превышения норматива потребления и ошибок расчетов суммы не установлено.

Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 8, 15, 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона “О ветеранах“, Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2002 год“, Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2003 год“, Законом Иркутской области “Об областном бюджете на 2004 год“, исходил из того, что обязанность финансирования льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных ветеранам, возложена на субъект Российской Федерации - Иркутскую область. В связи с неисполнением Иркутской областью обязательств по финансированию льгот в рамках реализации Федерального закона “О ветеранах“ расходы истца по предоставлению льгот по оплате жилья и коммунальных услуг не были возмещены.

Суд апелляционной инстанции
согласился с выводами суда первой инстанции по аналогичным основаниям.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считая их законными и обоснованными.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ (в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) расходы на реализацию прав и льгот, установленных для ветеранов настоящим Законом, возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы, в том числе, на оплату жилья в домах независимо от вида жилищного фонда; оплату коммунальных услуг, услуг за пользование радио и коллективной телевизионной антенной, приобретение и доставку топлива ветеранам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, независимо от вида жилищного фонда.

Порядок возмещения расходов, указанных в настоящей статье, утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение (пункт 2 статьи 10 названного Закона).

Неисполнение государством в полном объеме своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у ООО “Верхнее Марково“ права требования их возмещения.

Выделенные из областного бюджета денежные средства в полном объеме не компенсировали материальные потери истца в
связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ по оплате жилья и коммунальных услуг.

Федеральным законом “О ветеранах“ возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем фактически оно понесло, не предусмотрено.

Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что факты предоставления льгот ветеранам и размер задолженности по возмещению расходов истца в сумме 148491 рубля 69 копеек установлены. Указанные выводы соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение от 8 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14377/05-54 приняты с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 сентября 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 5 декабря 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14377/05-54 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

М.Д.РЮМКИНА

Судьи:

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Л.М.СОКОЛОВА