Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2006 N А19-26787/04-9-Ф02-323/06-С2 Суд правомерно удовлетворил требования о взыскании убытков, возникших в результате предоставления льгот за услуги связи, поскольку факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот подтвержден материалами дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2006 г. Дело N А19-26787/04-9-Ф02-323/06-С2“

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Воробьевой Н.М.,

судей: Рюмкиной М.Д., Соколовой Л.М.,

при участии в судебном заседании представителей:

Министерства финансов Российской Федерации - Талаева Д.В. (доверенность N 13-19/6 от 31.01.2006),

Главного финансового управления Иркутской области - Клеофастова Б.П. (доверенность N 08-35/585 от 30.12.2005),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение от 8 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26787/04-9 (суд
первой инстанции: Белоножко Т.В.; суд апелляционной инстанции: Архипенко А.А., Матинина Л.Н., Ибрагимова С.Ю.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Сибирьтелеком“ обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Комитету социальной защиты населения администрации г. Братска о взыскании убытков в виде недополученных доходов за 2002 год в размере 766103 рублей 41 копейки, составляющих: 243288 рублей 19 копеек - за пользование радио ветеранами, 3455 рублей 41 копейка - за пользование радио инвалидами, 518639 рублей 81 копейка - за пользование местной телефонной связью инвалидами, 720 рублей - за пользование местной телефонной связью Героями Социалистического Труда и полными кавалерами ордена Трудовой Славы.

Определением арбитражного суда от 22 декабря 2004 года произведена замена ненадлежащего ответчика - Комитета социальной защиты населения администрации г. Братска на надлежащих - Иркутскую область в лице Главного финансового управления Иркутской области и Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решением от 8 августа 2005 года исковые требования удовлетворены в сумме 522095 рублей 22 копеек за счет Российской Федерации, в сумме 243288 рублей 19 копеек требования удовлетворены за счет Иркутской области. В удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 15 ноября 2005 года решение суда первой инстанции изменено. Решение в части отказа в иске в удовлетворении требования о возмещении расходов на предоставление льгот гражданам по Федеральному закону “О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы“ в размере 720 рублей отменено. Исковые требования в этой части удовлетворены за счет Иркутской области. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2005 года N
А19-26787/04-9-Ф02-6487/05-С2 решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2005 и постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2005 года в части взыскания с Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области 243288 рублей 19 копеек оставлены без изменения.

Не согласившись с принятыми Арбитражным судом Иркутской области по делу N А19-26787/04-9 судебными актами в части взыскания с Российской Федерации 522095 рублей 22 копеек, Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.

Министерство финансов Российской Федерации считает не доказанными истцом факт и размер понесенных расходов. Заявитель полагает, что сумма льгот не является выпадающим доходом истца и не составляет сумму убытков, незаконное бездействие с его стороны отсутствует.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ссылается на нарушение статей 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 83, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Присутствующий в судебном заседании представитель заявителя кассационной жалобы поддержал ее доводы.

Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения Арбитражным судом Иркутской области норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для их отмены.

Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием, в том числе, указано требование о взыскании убытков в виде недополученных доходов в размере 522095 рублей 22 копеек, возникших в связи с предоставлением льгот абонентам по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“.

Основанием иска указано на неисполнение ответчиком в полном объеме обязанности
по возмещению расходов, связанных с предоставлением в 2002 году льгот по оплате услуг связи абонентам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, в соответствии со списками абонентов-инвалидов г. Братска Иркутской области, получивших льготы по абонентской плате за пользование телефоном.

Правовым основанием требования указаны статьи 15, 28 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, статьи 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Удовлетворяя исковые требования в заявленной сумме, суд исходил из того, что истец в 2002 году при осуществлении своей производственной деятельности во исполнение Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ предоставлял льготы инвалидам при оплате услуг связи, в связи с чем понес определенные расходы, подлежащие возмещению за счет Российской Федерации, поскольку обязанность по компенсации реальных расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот по оплате услуг связи инвалидам, вытекает из прямого указания закона.

Признав обоснованными заявленные требования в полном объеме, суд взыскал 522095 рублей 22 копейки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами Арбитражного суда Иркутской области, считая их законными и обоснованными.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг.

Государством принимаются определенные социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ (статьями 15, 28) установлено, что инвалиды имеют льготы по оплате абонентской платы за телефон, за установку квартирного телефона.

Следуя предписанию закона, ОАО “Сибирьтелеком“ в 2002 году оказало
услуги данной категории граждан по заниженной цене, в связи с чем понесло убытки.

В соответствии с правовыми актами, принимаемыми в Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации возмещение недополученных предприятием связи доходов производится за счет средств федерального бюджета либо бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Порядок возмещения государственным предприятиям связи недополученных в результате применения льгот и регулируемых государственных тарифов доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок возмещения расходов операторам связи на предоставление льгот по Федеральному закону “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ в 2000 году установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2004 года N 137 срок действия настоящих Правил продлен на 2002 год.

В пункте 2 Правил возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 (с изменениями от 30.03.2001, от 28.02.2002, от 10.02.2003, от 14.02.2004), указано, что финансирование расходов инвалидам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“, производится за счет средств федерального бюджета.

Факт предоставления истцом льгот в соответствии с Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и сумма расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот, подтверждены материалами дела.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО “Сибирьтелеком“. В этой части материальные потери являются для истца убытками.

Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской
Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Федеральные законы “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации“ и “О связи“ не предусматривают возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования). Следовательно, вывод Арбитражного суда Иркутской области об обоснованности исковых требований является правильным.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерацией, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.

Арбитражный суд, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот по оплате услуг связи инвалидам, обоснованно взыскал с Министерства финансов Российской Федерации как органа, выступающего от имени казны, истребуемую сумму.

Ссылка заявителя кассационной жалобы на положения статей 83, 239, 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации с указанием на возможность осуществления финансирования в пределах выделенных лимитов бюджетных средств не принимается во внимание, так как истец не является участником бюджетного процесса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или
такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Спорные правоотношения по содержанию обязательств его участников (государства и юридического лица, предоставившего льготы определенным категориям граждан) носят гражданско-правовой характер.

Реализация правомочий участников гражданско-правовых отношений подлежит регулированию нормами гражданского законодательства.

Таким образом, право требования возмещения от государства понесенных юридическим лицом расходов по предоставлению льгот не может быть связано с фактом достаточного (недостаточного) бюджетного финансирования. Обязанность государства по возмещению расходов юридическим лицам обусловлена самим фактом предоставления таких льгот определенным категориям граждан, и прекращение обязательства государства возможно путем его исполнения.

Удовлетворение судом исковых требований в объеме, определенном исходя из цены фактической реализации, является правомерным.

По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что Арбитражным судом Иркутской области правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков. Решение суда первой инстанции принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 8 августа 2005 года, постановление апелляционной инстанции от 15 ноября 2005 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-26787/04-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Н.М.ВОРОБЬЕВА

Судьи:

М.Д.РЮМКИНА

Л.М.СОКОЛОВА