Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2006 N КА-А40/404-06 по делу N А40-18100/05-114-141 Пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В отношении полезных ископаемых, добытых до 1 января 2002, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до 1 января 2002 г., независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 февраля 2006 г. Дело N КА-А40/404-06“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Кирдеева А.А., судей Алексеева С.В., Ворониной Е.Ю., при участии в заседании от истца (заявителя): Х. - дов. N 115 от 06.02.2006; от ответчика: К. - дов. N 293 от 27.01.2006, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу ОАО НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ на решение от 19.07.2005 Арбитражного суда г. Москвы, принятое Смирновой Е.В., на постановление от 14.11.2005 N 09АП-12364-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое Москвиной Л.А., Павлючуком В.В., Крекотневым С.Н., по иску
(заявлению) ОАО НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ о признании незаконным решения, бездействие Инспекции к МИФНС РФ по КН N 1,

УСТАНОВИЛ:

решением от 19.07.2005, оставленным без изменения постановлением от 14.11.2005 отказано в удовлетворении заявленного требования Открытого акционерного общества НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по КН N 1 о признании незаконным решения N 52/6 от 12.01.2005 и бездействия налогового органа, выразившегося в непринятии решения о зачете переплаты по налогу на ОВМСБ в сумме 14629218 руб., ссылаясь на ст. ст. 39, 40, 44 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах“, ФЗ N 57-ФЗ от 29.05.2002, ст. 13 ФЗ от 08.08.2001 N 126-ФЗ.

Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяются в порядке ст. ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Общества, в которой оно просит решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на неправильное применение нормы материального права, неисследование судами доводов Общества, а также в связи с тем, что выводы судов не соответствуют материалам дела.

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы жалобы не опровергают выводы судов, основанные на материалах дела, нормах налогового законодательства, регулирующего порядок исчисления и уплаты налога на отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены судебных актов не имеется.

Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку совокупности представленных доказательств, доводам сторон, правильно применили нормы налогового законодательства, регулирующего уплату налога на ОВМСБ, приняли законное и обоснованное решение.

Как
следует из материалов дела и правильно установлено судами ОАО НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ 25.10.2004 представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 1-е полугодие 2002 года, согласно которой сумма отчислений равна нулю. Вместе с декларацией в Налоговую инспекцию было подано заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога на ВМСБ в размере 14724382 руб. в счет исполнения обязанностей по уплате налога на добычу полезных ископаемых в соответствующие бюджеты.

При вынесении оспариваемого решения налоговый орган исходил из того, что ОАО НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ неправомерно заявило о наличии переплаты по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы за 2002 год, в связи с этим налоговый орган доначислил налогоплательщику сумму ОВМСБ в размере 14724382 руб., уменьшенную в соответствии с представленным уточненным расчетом.

Довод налогоплательщика о том, что суды неправильно применили нормы материального права, обоснованно не принимается во внимание, поскольку в соответствии со ст. 39 Закона РФ от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах“ пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 40 настоящего Закона. При пользовании недрами производятся следующие виды платежей: платежи за пользование недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. В соответствии со ст. 44 данного Закона пользователи недр, осуществляющие добычу всех видов полезных ископаемых, разведанных за счет государственных средств, производят отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Ставки этих отчислений устанавливаются в размерах, обеспечивающих необходимые затраты на ВМСБ РФ, и являются едиными для всех пользователей недр, добывающих данный вид минерального сырья.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о
признании утратившими силу отдельных видов актов законодательства Российской Федерации“ внесены изменения в Закон РФ “О недрах“, в соответствии с которыми изложен в новой редакции раздел V “Платежи при пользовании недрами“, в связи с чем с 01.01.2002 пользователи недр не являются плательщиками отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

Так как Федеральный закон N 126-ФЗ от 08.08.2001 не содержал переходных положений, касающихся порядка уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы по полезным ископаемым, добытым до 31.12.2001, то законодатель устранил возникший пробел в Федеральном законе от 29.05.2002 N 57-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и в отдельные законодательные акты Российской Федерации“, согласно которому дополнил ст. 13 Федерального закона от 08.08.01 N 126-ФЗ абзацем следующего содержания: “в отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до 1 января 2002 г., независимо от даты поступления денежных средств за реализованную продукцию“.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона N 57-ФЗ от 29.05.2002 действие положений Закона, указанных в пункте 4 статьи 3 распространяются на отношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Таким образом, суммы денежных средств за полезные ископаемые, добытые до 01.01.2002 и поступившие налогоплательщику после 01.01.2002, должны включаться в налоговую базу по мере их поступления.

Суды сделали правомерный вывод о том, что доводы заявителя об отсутствии у него обязанности по уплате отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы в отношении полезных ископаемых, добытых до 01.01.02, по которым денежные средства поступили после 01.01.02, не основаны на нормах закона.

Пункт 4 статьи 3 ФЗ от 29.05.2002 N 57-ФЗ не предусматривает введение нового
налога, не устанавливает какие-либо новые или дополнительные обязанности налогоплательщиков, а только подтверждает сохранение прежнего порядка исчисления и уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы с полезных ископаемых, добытых до 01.01.2002, но реализованных после указанной даты (денежные средства за полезные ископаемые поступили налогоплательщику после 01.01.2002).

Оснований для применения п. 2 ст. 5 НК РФ и, как следствие, оснований для проведения зачета в соответствии со ст. 78 НК РФ у налогового органа не было.

Не принимается во внимание довод налогоплательщика о том, что выводы судов о том, что ОАО “НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ сумму отчислений на ВМСБ, используемую в финансировании геологоразведочных работ в рамках территориальной программы развития минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого округа не могло перечислить в бюджет в качестве уплаты налога на отчисления ВМСБ, то есть на иные цели, чем предусмотрено территориальной программой развития минерально-сырьевой базы ЯНАО, не соответствует материалам дела.

В соответствии со ст. 10 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.98 N 50-ЗАО “Об использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, поступающих в бюджетный фонд Ямало-Ненецкого автономного округа“ часть отчислений на ВМСБ передается добывающим организациям и предприятиям для самостоятельного финансирования геологоразведочных работ в рамках территориальной программы развития минерально-сырьевой базы автономного округа.

При этом в статье 11 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.12.1998 N 50-ЗАО указано, что суммы отчислений на ВМСБ, передаваемые добывающим организациям и предприятиям, зачисляются ими на специальные счета и расходуются только по целевому назначению.

ОАО “НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ сумму отчислений на ВМСБ, используемую в финансировании геологоразведочных работ в рамках территориальной программы развития минерально-сырьевой базы Ямало-Ненецкого округа не могло перечислить в бюджет в качестве уплаты налога на отчисления ВМСБ, то есть
на иные цели, чем предусмотрено территориальной программой развития минерально-сырьевой базы ЯНАО.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 19.07.2005 по делу N А40-18100/05-114-141 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 14.11.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО НК “Роснефть-Пурнефтегаз“ - без удовлетворения.