Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2006 N 17АП-2241/2006-ГК по делу N А71-4891/2006-Г10 Суд отказал в удовлетворении иска о признании права хозяйственного ведения на имущество и признании недействительным зарегистрированного права на него оперативного управления.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 5 декабря 2006 г. Дело N 17АП-2241/2006-ГК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца ГОССМЭП МВД России на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 октября 2006 года по делу N А71-4891/2006-Г10 по иску ГОССМЭП МВД России к ГОССМЭУ о признании права хозяйственного ведения, признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления и

УСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие “Государственное специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие Министерства внутренних дел Российской Федерации“ (далее - ГОССМЭП МВД России) (истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к государственному учреждению Удмуртской Республики “Государственное специализированное
монтажно-эксплуатационное учреждение“ (далее - ГОССМЭУ) (ответчик) о признании за истцом права хозяйственного ведения на имущество, истребуемое ответчиком, и признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления ГОССМЭУ на данное имущество.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики, территориальное управление Росимущества по городу Москве, территориальное управление Росимущества по Удмуртской Республике (т. 1, л.д. 2).

До принятия решения по делу истцом уточнены исковые требования. ГОССМЭП МВД России просит признать за ним право хозяйственного ведения на имущество, перечисленное в дополнении от 20 сентября 2006 года к исковому заявлению, в том числе административно-производственное здание, литер А, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, общей площадью 1255,2 кв. м, 14 автомобилей, 116 светофорных объектов, а также признать недействительным зарегистрированное право оперативного управления ГОССМЭУ на спорное имущество (т. 2, л.д. 4). Уточнение иска принято судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решением арбитражного суда от 6 октября 2006 года в удовлетворении иска отказано.

Истец с решением суда от 6 октября 2006 года не согласен, просит отменить указанное решение на основании пункта 3 части 1, пунктов 1, 2 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска.

Ответчик и третье лицо (Минимущество Удмуртской Республики) с доводами апелляционной жалобы не согласны, просят оставить решение суда от 6 октября 2006 года без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения (отзывы ГОССМЭУ от 5 декабря 2006 года, Минимущества Удмуртской Республики от 21 ноября 2006 года N 01-15/1142 на
апелляционную жалобу).

Третье лицо (территориальное управление Росимущества по городу Москве), извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось, отзыв на апелляционную жалобу не представило.

Третье лицо (территориальное управление Росимущества по Удмуртской Республике) с доводами апелляционной жалобы согласно, просит решение суда от 6 октября 2006 года отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить (отзыв территориального управления Росимущества по Удмуртской Республике от 28 ноября 2006 года N 01-12/1426 на апелляционную жалобу).

Дело рассмотрено судом в порядке статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует.

Во исполнение Постановления Совета Министров Удмуртской АССР от 11 декабря 1972 года N 401 “О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения в Удмуртской АССР“ решением исполнительного комитета Ижевского городского Совета депутатов трудящихся Удмуртской АССР от 12 июня 1975 года N 289 при ГАИ МВД УАССР создано специализированное монтажно-эксплуатационное подразделение (т. 1, л.д. 113).

В соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18 апреля 1991 года N 1027-1 “О порядке введения в действие Закона РСФСР “О милиции“ Советом Министров Удмуртской АССР принято Постановление от 21 октября 1991 года N 333 о передаче специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений ГАИ МВД, выполняющих работы по установке, эксплуатации и внедрению технических средств регулирования дорожного движения в городах Ижевске, Сарапуле, Воткинске, Глазове, Можге, Камбарке и п. Ува, в ведение соответствующих исполнительно-распорядительных органов городских и районных Советов народных депутатов (т. 1, л.д. 115).

17 октября 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Удмуртской Республики заключено соглашение о разграничении государственной собственности, статьей 5 которого предусмотрено, что здания и сооружения учреждений министерств и ведомств, возведенные за счет средств
республиканского бюджета, перечисленных в статье 2 (в том числе Министерства внутренних дел Российской Федерации), используемые для осуществления управленческих функций, являются собственностью Удмуртской Республики и закрепляются на праве оперативного управления за данными учреждениями (т. 2, л.д. 96).

29 апреля 1997 года администрацией Индустриального района города Ижевска зарегистрировано унитарное предприятие государственного специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия Министерства внутренних дел Российской Федерации в Удмуртской Республике (дочернее предприятие) (сокращенное наименование - УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике), являющееся правопреемником специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия в Удмуртской Республике (т. 1, л.д. 21).

Согласно свидетельству N 030818, выданному Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности, 23 июня 1999 года в реестр федерального имущества под номером 01800015 внесен объект федерального имущества, закрепленный на праве хозяйственного ведения за УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике (т. 1, л.д. 42, т. 2, л.д. 28).

30 марта 2000 года между Государственным комитетом Удмуртской Республики по собственности и УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике заключен договор N 178 о закреплении за последним имущества на праве хозяйственного ведения, являющегося федеральной собственностью, согласно перечням, в том числе спорного здания и 16 транспортных средств в соответствии с приложениями N 1а, N 1б к договору (т. 1, л.д. 62).

Минимуществом России принято распоряжение от 25 апреля 2003 года N 1267-р о реорганизации ГОССМЭП МВД России в форме присоединения к нему его дочерних государственных унитарных предприятий, в том числе УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике (т. 1, л.д. 43, 44). Пунктом 2 названного распоряжения установлено, что ГОССМЭП МВД России является правопреемником прав и обязанностей присоединенных дочерних государственных унитарных предприятий.

1 июля 2003 года
Минимуществом России утвержден подписанный ГОССМЭП МВД России и УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике акт от 1 июня 2003 года о передаче последним имущества истцу, в том числе административного здания, транспортных средств и светофорных объектов (т. 1, л.д. 38).

На основании вышеназванных распоряжения от 25 апреля 2003 года N 1267-р и акта от 1 июня 2003 года спорное здание учтено в реестре федерального имущества согласно выписке территориального управления Росимущества по городу Москве от 20 июля 2005 года из указанного реестра (т. 1, л.д. 52).

По распоряжению Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2005 года N 589-р создано ГОССМЭУ, за которым закреплено на праве оперативного управления имущество, соответствующее целям и задачам данного учреждения, созданное за счет средств бюджета Удмуртской Республики (т. 2, л.д. 94).

В соответствии с распоряжением Минимущества Удмуртской Республики от 29 июля 2005 года N 820-р за ГОССМЭУ закреплено на праве оперативного управления созданное за счет средств бюджета Удмуртской Республики и являющееся собственностью Удмуртской Республики государственное имущество: четырехэтажное здание, расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, общей площадью 1237,4 кв. м, остаточной балансовой стоимостью 1517187 руб.; транспортные средства (15 единиц), общей остаточной балансовой стоимостью 1212585 руб.; иные основные средства (169 наименований), общей остаточной балансовой стоимостью 22073558 руб. (т. 1, л.д. 117).

На основании распоряжения Минимущества Удмуртской Республики от 29 июля 2005 года N 820-р за ГОССМЭУ зарегистрировано право оперативного управления на здание с пристроем (назначение: нежилое; площадь: 811,6 кв. м + 425,8 кв. м; этажность: 4; инвентарный номер: 35974; литер: А, Пр), расположенное по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, что
подтверждается свидетельством N 18 АА 149837, выданным 2 ноября 2005 года взамен свидетельства от 23 августа 2005 года N 18 АА 119149.

По утверждению истца, спорное имущество относится к федеральной собственности. ГОССМЭП МВД России является правопреемником УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике и с момента передачи данного имущества по акту от 1 июня 2003 года последнее принадлежит истцу на праве хозяйственного ведения.

В связи с изложенным ГОССМЭП МВД России обратилось в арбитражный суд с настоящим иском, ссылаясь при этом на статью 11 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях“, статьи 12, 114, 209, 218, 294 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1.

Согласно пункту 2 раздела II “Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач“ приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 имущество органов внутренних дел Российской Федерации и других учреждений, финансирование которых осуществляется из республиканского бюджета Российской Федерации, относится исключительно к федеральной собственности.

Как следует из материалов дела, финансирование специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия в Удмуртской Республике из республиканского (федерального) бюджета Российской Федерации не осуществлялось. Указанное предприятие финансировалось из бюджета города Ижевска и бюджета Удмуртской Республики. Данные обстоятельства подтверждаются, в частности, Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 23 апреля 1980 года N 135, письмом Госплана СССР от февраля 1981 года N 06-127/48-173, Постановлением Совета Министров Удмуртской АССР от 21 октября 1991 года N 333, письмом Минфина Удмуртской Республики от 20 ноября 1996 года N 7, Постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 25 октября 2000 года N 1052, письмом Правительства Удмуртской Республики от 10 марта 2005 года N 4-154/120 (т. 1, л.д. 110, 114, 115, т. 2, л.д. 26, 105).

Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что пункт 2 раздела II приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 не подлежит применению и спорное имущество не относится к федеральной собственности.

Данное имущество правомерно на основании распоряжения Правительства Удмуртской Республики от 15 июня 2005 года N 589-р, распоряжения Минимущества Удмуртской Республики от 29 июля 2005 года N 820-р закреплено за ГОССМЭУ на праве оперативного управления. Оснований для признания за истцом права хозяйственного ведения не имеется.

Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26 декабря 2005 года по делу N А71-296/2005-А12 отказано в удовлетворении требований ГОССМЭП МВД России о признании недействительным распоряжения Минимущества Удмуртской Республики от 29 июля 2005 года N 820-р и применении последствий признания недействительным указанного ненормативного акта (т. 2, л.д. 85).

Вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Удмуртской Республики по данному делу также установлено, что финансирование специализированного монтажно-эксплуатационного предприятия в Удмуртской Республике осуществлялось из бюджета Удмуртской Республики с 1997 года при полном отсутствии финансирования из федерального бюджета Российской Федерации с 1991 года по 2005 год; заявителем не доказано, что все указанное в оспариваемом распоряжении имущество является федеральной собственностью и было закреплено за ним на праве хозяйственного ведения; ГОССМЭП МВД России не является надлежащим заявителем по делу, так как в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена
запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица и, соответственно, в силу статей 57, 58 Гражданского кодекса Российской Федерации перехода прав и обязанностей от УП ГОССМЭП МВД России в Удмуртской Республике к заявителю не произошло (т. 1, л.д. 132).

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30 июня 2006 года по делу N А71-368/2005-Г12 по иску ГОССМЭП МВД России к Минимуществу Удмуртской Республики, ГОССМЭУ о признании недействительной государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом - четырехэтажным зданием, площадью 1237,4 кв. м, расположенным по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17, за ГОССМЭУ, исключении данного имущества из реестра государственного имущества Удмуртской Республики в удовлетворении иска отказано (т. 2, л.д. 81).

Названным судебным актом установлено, что специализированное монтажно-эксплуатационное предприятие при ГАИ МВД УАССР финансировалось исключительно из бюджета Удмуртской Республики и города Ижевска, доказательств финансирования данного предприятия из федерального бюджета суду не представлено; собственник, Удмуртская Республика в лице Правительства Удмуртской Республики, правомерно распорядился имуществом, закрепив его на праве оперативного управления за ГОССМЭУ; спорное распоряжение Минимущества Удмуртской Республики от 29 июля 2005 года N 820-р соответствует закону и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы заявителя; государственная регистрация права оперативного управления недвижимым имуществом произведена законно.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 сентября 2006 года по делу N А71-559/2005-Г29 также отказано в удовлетворении требования ГОССМЭП МВД России о признании недействительным свидетельства от 23 августа 2005 года N 18 АА 119149 о государственной регистрации права оперативного управления на объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: г. Ижевск, ул. Базисная, 17
(т. 2, л.д. 51).

Судебные акты по делам N А71-296/2005-А12, N А71-368/2005-Г12 и N А71-559/2005-Г29 в силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение по настоящему делу, поскольку в указанных делах участвовали те же лица.

Таким образом, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении иска ГОССМЭП МВД России о признании за ним права хозяйственного ведения на имущество, перечисленное в дополнении от 20 сентября 2006 года к исковому заявлению, и признании недействительным зарегистрированного права оперативного управления ГОССМЭУ на данное имущество.

На основании вышеизложенного доводы заявителя апелляционной жалобы судом отклоняются.

Ссылка ГОССМЭП МВД России на паспорта транспортных средств, в которых владельцем указано его дочернее предприятие, несостоятельна, поскольку данные паспорта не являются правоустанавливающими документами.

Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Решение арбитражного суда от 6 октября 2006 года отмене не подлежит.

В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины, понесенные в связи с подачей апелляционной жалобы, относятся на истца, заявителя апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 6 октября 2006 года по делу N А71-4891/2006-Г10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.