Решения и определения судов

Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2006 N 17АП-1077/06-АК по делу N А60-13645/06-С8 В случаях, когда составление акта Пенсионного фонда не требуется, начало течения срока давности для обращения в суд с иском о взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя органа.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по проверке законности и обоснованности решений

арбитражных судов, не вступивших в законную силу

от 19 октября 2006 г. Дело N 17АП-1077/06-АК“

(извлечение)

Семнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу УПФР в городе Новоуральске Свердловской области на решение от 31.07.2006 по делу N А60-13645/06-С8 Арбитражного суда Свердловской области по заявлению УПФР в городе Новоуральске Свердловской области к индивидуальному предпринимателю А. о взыскании 162 руб.,

УСТАНОВИЛ:

в Арбитражный суд Свердловской области обратилось УПФР в городе Новоуральске Свердловской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя А. штрафа в размере 162 руб.

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2006 с ответчика взыскан штраф в сумме
86,3 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, взыскатель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить в части отказанных требований по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, разрешить вопрос по существу.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в обжалуемой части.

Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Арбитражный суд Свердловской области с иском о взыскании с предпринимателя финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений в органы пенсионного фонда РФ в сумме 162 руб.

При рассмотрении дела по существу судом установлено, что органом пенсионного фонда пропущен срок обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа, начисленного за несвоевременное представление сведений, необходимых для учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2003 и 2004 гг. В данной части во взыскании штрафа отказано.

По мнению суда, срок для обращения с указанным заявлением следует исчислять с даты, до которой страхователь обязан представить сведения об уплачиваемых страховых взносах, а орган пенсионного фонда, соответственно, узнать о совершенном ответчиком правонарушении.

Суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения дела пришел к следующим выводам.

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, в соответствии с п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции). При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях Кодекс предусматривает составление акта (п. 1 ст. 100 и п. 1 ст. 101.1). Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный п. 1 ст. 115 Кодекса срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2005 N 9-П в случаях, когда составление акта налоговой проверки не требуется, начало течения срока давности для обращения в суд с иском взыскании налоговой санкции связывается с выносимым по материалам проверки решением руководителя налогового органа.

Таким образом, момент обнаружения совершенного правонарушения должен являться не предположительным, а установленным соответствующим актом (актом проверки либо ненормативным актом - решением налогового органа).

Орган пенсионного фонда зафиксировал правонарушение актом камеральной проверки от 27.03.2006, из которого видно, что предприниматель нарушил срок представления
сведений о страховых взносах и страхового стажа за 2004-2005 гг. (л.д. 7).

Поскольку акт об обнаружении факта непредставления ответчиком установленных законом сведений взыскателем составлен, срок для обращения в суд за взысканием штрафа, начисленного за совершение правонарушения, следует исчислять с даты составления такого акта, то есть с 27.03.2006. При обращении заявителя в суд 31.05.2006 срок, установленный п. 1 ст. 115 Налогового кодекса РФ, органом пенсионного фонда не пропущен.

Следовательно, вывод суда первой инстанции о пропуске срока обращения в суд с заявлением о принудительном взыскании штрафа является ошибочным.

На основании п. 1 ст. 8, пп. 5, 6 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ (далее - Закон РФ N 27-ФЗ) физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, сами представляют сведения о себе в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователей.

Сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, представляются вместе с копией платежного документа.

Согласно ст. 19 Закона РФ N 27-ФЗ, Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах утверждается Правительством Российской Федерации. Во исполнение требований закона такая Инструкция утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“.

Статьей 38 указанной Инструкции определено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно до 1 марта.

В силу ст. 17 Закона РФ N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки
сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Материалами дела подтверждается, что индивидуальным предпринимателем, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, не представлены в орган Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2004 и 2005 гг., что зафиксировано в акте N 224, направленном ответчику заказным письмом с уведомлением (л.д. 7-8).

На основании акта проверки 18.04.2006 органом пенсионного фонда принято решение о привлечении должника к ответственности по ст. 17 Закона РФ N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 162 руб. и выставлено требование об уплате финансовых санкций в добровольном порядке в срок до 30.04.2006 (л.д. 9, 11).

Решение и требование направлены ответчику по месту жительства, что подтверждается реестрами почтовой корреспонденции. Неуплата предпринимателем штрафа послужила поводом для обращения с заявлением о взыскании в арбитражный суд. (л.д. 10, 12-13).

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона РФ N 27-ФЗ взыскание суммы штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 258, 266, 269, ч. 1, 2 ст. 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Свердловской области от 31.07.2006 по делу N А60-13645/06-С8 отменить в части отказа в удовлетворении требований.

Довзыскать с индивидуального предпринимателя А. (основной государственный регистрационный номер
304662931500051) в доход Пенсионного фонда РФ штраф в сумме 75 руб. 70 коп., а также в доход федерального бюджета - государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 1000 рублей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев в арбитражный суд кассационной инстанции.