Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 03.07.2006, 27.06.2006 по делу N А50-6038/2006-А16 Приватизация предприятия препятствует осуществлению процесса передачи имущества этого предприятия из собственности муниципального района в собственность городского поселения, что говорит о незаконности таких действий.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 3 июля 2006 г. Дело N А50-6038/2006-А16“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2006 г.

Полный текст постановления изготовлен 3 июля 2006 г.

Арбитражный суд Пермской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Чайковского городского поселения на решение от 06.05.2006 по делу N А50-6038/2006-А16 Арбитражного суда Пермской области по иску администрации Чайковского городского поселения к Земскому Собранию Чайковского муниципального района, администрации Чайковского муниципального района (третье лицо - МУП “Чайковские коммунальные тепловые сети“) о признании недействительным решения и

УСТАНОВИЛ:

администрация Чайковского городского поселения обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Земского Собрания Чайковского муниципального района N 11 от
25.01.2006.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 06.05.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Администрация Чайковского городского поселения с решением не согласна, просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Заявитель апелляционной жалобы ссылается на несоответствие оспариваемого решения Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“, Закону Пермского края от 29.12.2005 N 1-КЗ “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2006 г.“, Регламенту передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае, утвержденному Указом губернатора Пермского края от 15.02.2006 N 13, а также на нарушение его прав по решению вопросов местного значения поселения в части водоотведения и водоснабжения.

Ответчики (Земское Собрание Чайковского муниципального района и администрация Чайковского муниципального района, а также третье лицо - МУП “Чайковские коммунальные тепловые сети“) против доводов апелляционной жалобы возражают по основаниям, изложенным в письменных отзывах.

Проверив законность и обоснованность решения в порядке ст. 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оно подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению в силу следующего.

Общие принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления“. Согласно ст. 83 названного Закона на период со дня его официального опубликования до 01.01.2009 устанавливается режим переходного периода, при этом порядок обеспечения реализации положений указанного Закона предусмотрен ст. 85.

Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ статья 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ дополнена пунктом 11.1, по правилам которого в связи с разграничением полномочий между вновь образованными городскими поселениями и муниципальным районом, в границах которого они образованы, должна
быть произведена безвозмездная передача муниципального имущества. Указанной нормой предусмотрено, что до 1 января 2009 года разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых они входят, осуществляется законом субъекта Российской Федерации, определяющим порядок решения вопросов местного значения в указанных муниципальных образованиях в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

В целях реализации вышеприведенной нормы 29.12.2005 был принят Закон Пермского края N 1-КЗ “О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в Пермском крае в 2006 г.“, статьей 2 которого предусмотрена обязанность органов местного самоуправления муниципального района передать во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений, входящих в состав данного муниципального района, предназначенное для решения вопросов местного значения поселений имущество, указанное в части 2 статьи 50 Федерального закона, в срок до 1 июля 2006 года.

Частью 2 ст. 50 ФЗ N 131-ФЗ определен перечень видов имущества, которое может находиться в собственности поселений, частью 3 - в собственности муниципальных районов. Из анализа указанной нормы следует, что имущество, предназначенное для теплоснабжения населения, может находиться только в собственности поселений.

Данный вывод следует также из ст. 14 ФЗ N 131-ФЗ, согласно которой к вопросам местного значения только поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения.

По правилам п. 2 ст. 2 Закона Пермского края N 1-КЗ передача имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений осуществляется в соответствии с регламентом, утвержденным актом губернатора Пермского края.

Указом губернатора Пермского края от 15.02.2006 N 13 утвержден
Регламент передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае, действие Указа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2006. Указ направлен на создание экономической основы вновь образованных поселений, необходимой для выполнения функций жизнеобеспечения населения поселений Пермского края.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 1.3 Регламента передачи имущества во временное безвозмездное пользование органам местного самоуправления вновь образованных поселений в Пермском крае, а не пункт 1.3 Указа губернатора Пермского края от 15.02.2006 N 13.

Пунктом 1.3 вышеназванного Указа определены основные принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться передача муниципального имущества в безвозмездное пользование поселениям. В частности, к числу таких принципов отнесены:

- приоритет передачи муниципального имущества перед процедурами перепрофилирования и приватизации;

- соответствие передаваемого муниципального имущества установленному законодательством Российской Федерации разграничению полномочий по решению вопросов местного значения между районами и поселениями;

- целевой характер использования муниципального имущества, необходимого для осуществления полномочий, возложенных на органы местного самоуправления района, поселения.

Пунктом 3 ст. 2 Закона Пермского края N 1-КЗ определено, что переданное органам местного самоуправления вновь образованных поселений имущество впоследствии будет передано в собственность вновь образованных поселений в соответствии со статьей 85 Федерального закона в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации. Следовательно, передача имущества во временное пользование вновь образованным поселениям является только промежуточным этапом переходного периода, по окончании которого путем передачи имущества в собственность должна быть создана согласно ст. 49 Федерального закона N 131-ФЗ экономическая основа местного самоуправления вновь образованных поселений, представляющая собой находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права.

Таким образом, из системного анализа вышеприведенных
норм следует, что имущество МУП “Чайковские коммунальные тепловые сети“ при разграничении его между вновь образованным городским поселением и муниципальным районом, в границах которого оно образовано, подлежит передаче Чайковскому городскому поселению. При этом согласно вышеназванному Регламенту передача муниципального имущества имеет приоритетное значение перед процедурами перепрофилирования и приватизации, то есть только в том случае, если имущество не подлежит передаче, его возможно перепрофилировать или приватизировать.

Как видно из материалов дела, 25.01.2006 Земское Собрание Чайковского муниципального района приняло решение N 11 о внесении изменений в Прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2006 г., включив в указанный план МУП “Чайковские коммунальные тепловые сети“. Названным решением был определен способ приватизации - преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, и срок ее начала - 1 квартал 2006 г.

Решением Земского Собрания Чайковского муниципального района N 31 от 21.02.2006 в вышеназванное решение внесены изменения, касающиеся уточнения способа приватизации - с сохранением 100% акций в собственности муниципального образования “Чайковский муниципальный район“.

Таким образом, с учетом выбранного способа приватизации (преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество) фактически принято решение об изменении формы собственности на имущество предприятия с муниципальной на собственность акционерного общества (частную). Данное обстоятельство препятствует осуществлению процесса разграничения муниципального имущества между муниципальным районом и поселением, нарушает права и законные интересы Чайковского городского поселения и не соответствует вышеприведенным нормам права.

Доводы ответчиков и третьего лица о ненарушении прав Чайковского городского поселения оспариваемым решением в связи с отсутствием перечня имущества, подлежащего приватизации, оценены судом апелляционной инстанции и признаны несостоятельными. После приватизации в собственности муниципального образования будут находиться только акции, а не имущество, при этом вышеназванными
законами передача акций вновь образованному поселению не предусмотрена.

Само по себе то обстоятельство, что муниципальное предприятие осуществляет теплоснабжение не только в пределах городского поселения, но и на территории муниципального района, не свидетельствует о законности оспариваемого решения. Согласно п. 1.3 вышеназванного Регламента при разграничении имущества территориальная принадлежность объектов муниципального имущества к муниципальному образованию является определяющим фактором в процессе разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями только в случае, если целевое назначение объекта, находящегося в муниципальной собственности, соответствует установленному федеральным законодательством перечню видов имущества, которое может находиться как в собственности района, так и в собственности поселения. В перечне видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных районов, не содержится имущество, предназначенное для теплоснабжения населения. Организация теплоснабжения населения в соответствии со ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ не отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 258, 268, 269, п. 2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 06.05.2006 отменить, заявленные требования удовлетворить.

Признать недействительным решение Земского Собрания Чайковского муниципального района Пермского края N 11 от 25.01.2006, как не соответствующее требованиям Федерального закона N 131-ФЗ, Закона Пермского края N 1-КЗ, Указа губернатора Пермского края N 13 от 15.02.2006.