Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 29.05.2006, 23.05.2006 по делу N А50-2627/2006-А8 В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению налогоплательщику.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 29 мая 2006 г. Дело N А50-2627/2006-А8“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2006 г.

Арбитражный суд Пермской области, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС РФ по г. Чайковскому - на решение от 22.03.2006 по делу N А50-2627/2006-А8 Арбитражного суда Пермской области по иску МУП к ИФНС РФ по г. Чайковскому о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

в арбитражный суд обратилось МУП с заявлением о признании недействительным решения ИФНС РФ по г. Чайковскому N 2183 от 16.06.2005 об отказе в возмещении НДС за ноябрь 2004 г. в сумме 1033514 руб.

Решением Арбитражного суда Пермской области от 22.03.2006 заявленные требования удовлетворены.

Не
согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 22.03.2006 отменить по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.

МУП с выводами апелляционной жалобы не согласно по мотивам, изложенным в отзыве.

Законность и обоснованность решения проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по следующим основаниям.

МУП в ИФНС РФ по г. Чайковскому представлена уточненная налоговая декларация по НДС за ноябрь 2004 г.

ИФНС РФ по г. Чайковскому проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по результатам которой вынесено решение N 2183 от 16.06.2005, согласно которому истцу отказано в возмещении НДС в сумме 1033514 руб.

Основанием для отказа в возмещении НДС по уточненной налоговой декларации за ноябрь 2004 г. явились выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком налогооблагаемой базы на 5741744 руб., что повлекло завышение суммы НДС, исчисленной к возмещению из бюджета в сумме 1033514 руб.

Признавая недействительным решение налогового органа, суд первой инстанции правомерно исходил из отсутствия нарушений при формировании налогоплательщиком в уточненной декларации налоговой базы по НДС за ноябрь 2004 г.

Как усматривается из материалов дела, налогоплательщик является участником правоотношений по оказанию коммунальных услуг населению.

В соответствии со ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 2 и 5 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, постановлениями Правительства Российской Федерации от
07.03.1995 N 239 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“ и от 02.08.1999 N 887 “О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения“ цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления.

В пункте 13 статьи 40 НК РФ предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

В соответствии с пунктом 2 статьи 154 НК РФ, предусматривающей порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субсидии или субвенции, также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями).

В этом случае вывод суда первой инстанции о том, что вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость,
так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг), является обоснованным и соответствует вышеизложенным нормам законодательства и позиции ФНС РФ, изложенной в письме от 03.10.2005 N ММ-6-03/811@.

При подаче уточненной налоговой декларации за ноябрь 2004 года налогоплательщиком из налогооблагаемой базы исключены суммы субсидий, полученных из бюджета в связи с оказанием услуг малоимущим гражданам.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, Федеральным законом “Об основах федеральной жилищной политики“ и Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 предусмотрено предоставление семьям, в которых совокупный доход на одного человека не превышает прожиточного минимума, жилищных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг, по расходам на эти цели, превышающим половину установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Обеспечение предоставления субсидий законом возложено на органы местного самоуправления. При этом возмещение связанных с предоставлением гражданам субсидий должно осуществляться за счет средств местных бюджетов и передаваемой на эти цели финансовой помощи из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, размер которой устанавливается законами о бюджете на очередной финансовый год.

Порядок предоставления субсидий установлен Положением о предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887, согласно которому субсидии гражданам предоставляются в безналичной форме в виде уменьшения размера их платежа за жилье и коммунальные услуги.

Согласно статье 5 Федерального закона Российской Федерации “О государственной социальной помощи“ от 17.07.1999 N 178-ФЗ источниками оказания государственной социальной помощи являются средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов Российской Федерации и средства местных бюджетов.

При вынесении оспариваемого решения налоговым
органом не исследован вопрос о правовой природе поступивших в адрес налогоплательщика средств, в связи с этим довод апелляционной жалобы о возможном поступлении бюджетного финансирования в ином качестве не может быть принят во внимание как доказательство правомерности вынесенного им решения.

Учитывая изложенное, действия налогоплательщика по исключению из налогооблагаемой базы сумм субсидий, ранее в нее включенных и не составляющих фактическую цену реализации услуг, соответствуют вышеперечисленным положениям законодательства.

Перерасчет налогооблагаемой базы, произведенный налогоплательщикам по указанным основаниям, повлек изменение суммы НДС, исчисленной с облагаемых оборотов, и, как следствие, суммы НДС, исчисленной к уменьшению за налоговый период.

Правильность применения налоговых вычетов налоговым органом при вынесении оспариваемого решения не проверялась, и выводы налогового органа об отказе в возмещении НДС в сумме 1033514 руб. не связаны с неправомерным применением налоговых вычетов, следовательно, в указанной части обоснованность заявления налоговых вычетов в уточненной налоговой декларации за ноябрь 2004 г. в сумме 5749853 руб. налоговым органом не оспорена и не опровергнута.

В соответствии со ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями ст. 176 Кодекса.

При изложенных обстоятельствах, решение налогового органа об отказе в возмещении НДС по уточненной декларации за ноябрь 2004 г. в сумме 1033514 руб. является недействительным, и решение суда первой инстанции отмене не подлежит.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271,

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 22.03.2006 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.