Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 16.03.2006 по делу N А50-27407/2005-Г-3 Условия конкурса на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства ограничивают доступ к участию в конкурсе других лиц, в связи с чем конкурс и заключенные на его основе договоры признаны недействительными.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 16 марта 2006 г. Дело N А50-27407/2005-Г-3“

(извлечение)

Арбитражный суд рассмотрел апелляционную жалобу ответчика - ООО “Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства“ - на решение Арбитражного суда Пермской области от 12.12.2005 по делу N А50-27407/2005-Г-3 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермской области к администрации Очерского района Пермской области, ООО “Тепловые сети“, ООО “Вектор“, ООО “ПО ЖКХ“ о признании недействительным конкурса на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства, проводимого администрацией Очерского района с 30.04.2004 по 14.05.2004, а также о признании недействительными договоров, заключенных по итогам этого конкурса, и

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермской области обратилось в Арбитражный суд Пермской области с
иском о признании недействительным конкурса на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства, теплоснабжение, горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, благоустройство, обслуживание бань, вывозку ТБО, оказание ритуальных услуг, содержание свалки, гостиницы, проводимого администрацией Очерского района с 30.04.2004 по 14.05.2004, а также о признании недействительными договоров, заключенных по итогам этого конкурса.

Решением от 12.12.2005 суд признал недействительными результаты конкурса, организованного администрацией Очерского района, по размещению муниципального заказа на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства, а также договоры аренды, заключенные администрацией Очерского района с победителями конкурса.

ООО “Производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства“ с решением суда не согласилось по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, в удовлетворении иска Управлению Федеральной антимонопольной службы по Пермской области отказать.

Пересмотрев материалы дела в порядке статьи 266 АПК РФ, суд апелляционной инстанции установил.

26.01.2004 администрация Очерского района Пермской области приняла распоряжение N 231-р о проведении открытого конкурса по размещению муниципального заказа на выполнение услуг жилищно-коммунального хозяйства.

16 марта 2004 г. в газете “Очерский край“ было помещено объявление о проведении указанного конкурса.

Организаторами конкурса была разработана конкурсная документация (инструкция участникам конкурса, информационные карты).

Все услуги, которые предполагалось разместить, были разделены на четыре лота:

1 лот - оказание услуг по теплоснабжению, по горячему водоснабжению (г. Очер и п. Павловский);

2 лот - холодное водоснабжение и водоотведение (г. Очер и п. Павловский); благоустройство (содержание улиц города, подготовка города к праздникам, содержание пляжа, ремонт и содержание пешеходных мостов, содержание дорожных труб, обрезка деревьев, летний полив полотна дорог, обеззараживание свалки, отлов собак), г. Очер; обслуживание бань (г. Очер, п. Павловский); вывозка ТБО, содержание свалки (г. Очер, п. Павловский); оказание ритуальных услуг (изготовление гроба, изготовление деревянного простого
памятника, перевозка тела умершего, погребение), содержание кладбища (г. Очер), содержание гостиницы (г. Очер);

3 лот - холодное водоснабжение территорий сельских населенных пунктов;

4 лот - оказание услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению бюджетным учреждениям территорий сельских населенных пунктов.

30.04.2004-14.05.2004 администрацией Очерского района Пермской области был проведен конкурс на размещение муниципального заказа на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства.

Конкурс по лоту N 2 на оказание услуг по холодному водоснабжению на территории сельских населенных пунктов был признан несостоявшимся в связи с наличием одной конкурсной заявки.

Победителем конкурса по лоту N 1 было признано ООО “Тепловые сети“, по лоту N 2 - ООО “ПО ЖКХ“, по лоту N 4 - ООО “Вектор“.

С победителями конкурса были заключены договоры аренды муниципального имущества:

- с ООО “Тепловые сети“ договоры N 93, 93и, 93т от 31.08.2004;

- с ООО “ПО ЖКХ“ договоры N 104, 104и, 104и/1, 104т от 18.10.2004;

- с ООО “Вектор“ договоры N 101/1, 101/2, 101/3, 101/4, 101/5, 101/6, 101/7 от 16.09.2004.

7 июля 2005 г. Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермской области решением N 138-05-04 признало факт нарушения администрацией Очерского района Пермской области ст. 9 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившийся в создании преимущественных условий участия в конкурсе на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства хозяйствующим субъектам ООО “ПО ЖКХ“, ООО “Тепловые сети“, ООО “Вектор“, а также необоснованном ограничении доступа к участию в конкурсе хозяйствующим субъектам, работающим на соответствующих товарных рынках.

Указанным решением отделу антимонопольного контроля и правового обеспечения было предписано направить в Арбитражный суд Пермской области исковое заявление о признании недействительным конкурса по размещению муниципального заказа, а также о признании
недействительными договоров аренды, заключенных по итогам этого конкурса.

Исковые требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермской области являются обоснованными.

В соответствии со статьей 9 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ при проведении торгов на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не допускается:

- создание преимущественных условий участия в торгах;

- необоснованное ограничение доступа к участию в торгах.

В информационных картах конкурсных заявок, входящих в состав конкурсной документации, предусмотрено, что критериями оценки конкурсных заявок являются регистрация поставщика на территории района и наличие во владении имущества, используемого для оказания услуг.

Таким образом, хозяйствующим субъектам, не отвечающим этим критериям, был незаконно ограничен доступ для участия в конкурсе.

Кроме того, на момент проведения конкурса только три хозяйствующих субъекта (ООО “ПО ЖКХ“, ООО “Тепловые сети“, ООО “Вектор“) имели во владении муниципальное имущество, необходимое для оказания соответствующих услуг, в силу чего указанные хозяйствующие субъекты изначально имели преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

Из изложенного следует, что конкурс по размещению услуг жилищно-коммунального хозяйства, проведенный в период с 30.04.2004 по 14.05.2004, был проведен с нарушением ст. 9 Закона РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, в силу чего он правомерно был признан недействительным судом первой инстанции (ст. 449 ГК РФ).

Не может быть признан состоятельным довод ООО “ПО ЖКХ“ о том, что конкурс не мог быть признан судом недействительным ввиду отмены администрацией Очерского района Пермской области распоряжения главы местного самоуправления района от 21.06.2004 N 23/1-р “О проведении открытого конкурса“, а также решения комиссии по размещению муниципального заказа от
14.05.2004 N 8 по определению победителей проведенного конкурса на оказание услуг жилищно-коммунального хозяйства, поскольку судом исследуется законность конкурса на момент его проведения.

По итогам конкурса по размещению муниципального заказа на оказание жилищно-коммунальных услуг, как это следует из его условий, должны были быть заключены контракты по оказанию этих услуг.

В нарушение условий конкурса, а также пункта 19 Положения о конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, ст. 51 Указа Президента РФ от 08.04.1997 N 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупок для государственных нужд“ контракты на оказание жилищно-коммунальных услуг заключены не были.

Вместе с тем, со ссылкой на решение комиссии по размещению муниципального заказа от 14.05.2004 N 8 с ООО “Тепловые сети“, ООО “Вектор“ и ООО “ПО ЖКХ“ были заключены договоры на аренду недвижимого муниципального имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции правомерно признал недействительными договоры N 93, 93т от 31.08.2004, заключенные с ООО “Тепловые сети“; договоры N 104, 104и, 104и/1, 104т от 18.10.2004, заключенные с ООО “ПО ЖКХ“; договоры N 101/1, 101/2, 101/3, 101/4, 101/5, 101/6, 101/7 от 16.09.2004, заключенные с ООО “Вектор“.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия Арбитражного суда Пермской области

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Пермской области от 12.12.2005 по делу N А50-27407/2005-Г-3 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.