Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 26.02.2006, 21.02.2006 по делу N А50-8491/2005-А15 Правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в Пенсионный фонд, в связи с чем налоговый орган обязан произвести зачет излишне уплаченных пени по заявлению налогоплательщика.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 26 февраля 2006 г. Дело N А50-8491/2005-А15“

(извлечение)

Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2006 г.

Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2006 г.

Арбитражный суд рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - ИФНС РФ по Свердловскому району г. Перми - на решение от 27.12.2005 по делу N А50-8491/2005-А15 Арбитражного суда Пермской области по заявлению ООО к ответчику - ИФНС РФ по Свердловскому району г. Перми (третье лицо - УПФ РФ по Свердловскому району г. Перми) - об обязании произвести зачет излишне уплаченных сумм пени и

УСТАНОВИЛ:

ООО обратилось в арбитражный суд с заявлением об обязании ИФНС РФ по Свердловскому району
г. Перми произвести зачет излишне уплаченных сумм пени за несвоевременную уплату ЕСН в сумме 6931,06 руб. и пени за несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в сумме 9574,72 руб. в счет предстоящих авансовых платежей (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ).

Решением Арбитражного суда Пермской области от 27.12.2005 заявленные требования удовлетворены в части: суд обязал Инспекцию ФНС РФ по Свердловскому району г. Перми произвести зачет излишне уплаченных пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 9574,72 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Не согласившись с вынесенным решением, ИФНС РФ по Свердловскому району г. Перми обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в удовлетворении иска отказать полностью.

Третье лицо - УПФ РФ по Свердловскому району г. Перми - письменного отзыва на апелляционную жалобу не представило, в суд представителя не направило.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266 АПК РФ, п. 5 ст. 268 АПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, при отсутствии возражений сторон.

Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит в силу следующего.

В соответствии с п. 4 ст. 26 ФЗ РФ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов.

В соответствии со ст. 23 указанного Закона расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, отчетными периодами признаются квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи,
а по итогам отчетного периода рассчитывает разницу между суммой страховых взносов, исчисленных исходя из базы для начисления страховых взносов, определяемой с начала расчетного периода, включая текущий отчетный период, и суммой авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного периода. Пунктом 2 статьи 24 Закона о пенсионном страховании определено, что данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Из анализа этих норм данного Закона следует, что окончательная сумма страховых взносов, на которую начисляется пеня, определяется также по итогам отчетных периодов. Указанное подтверждается и положениями абзаца третьего пункта 2 статьи 24 Закона, согласно которым данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом по итогам отчетного периода.

Учитывая изложенное, пени за несвоевременную уплату страховых взносов в ПФ РФ подлежат начислению по итогам отчетных периодов - квартала, полугодия, девяти месяцев календарного года.

Судом первой инстанции установлено, что в нарушение вышеуказанных норм ФЗ РФ “Об обязательном пенсионном страховании в РФ“ обществу помесячно - за август и сентябрь 2004 г., начиная с 16.09.2004, 16.10.2004 начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 9574,72 руб. (7749,84 руб. - за несвоевременную уплату страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части пенсии,
1824,88 руб. - накопительной части пенсии). Факт помесячного начисления пени за неуплату страховых взносов налоговый орган не оспаривает.

15.03.2005 общество обращалось в инспекцию с заявлением о возврате (зачете) указанных сумм.

Налоговый орган в проведении такого возврата (зачета) заявителю отказал, направив ему об этом письмо от 11.05.2005 N 05-02/11550.

Довод налогового органа о том, что оснований для указанного возврата (зачета) у него не имеется, т.к. вопросы, связанные с уплатой страховых взносов в ПФ РФ, а также пени за их несвоевременную уплату, относятся к компетенции ПФ РФ, имеющего право на распоряжение соответствующими средствами, исследован и отклонен, в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.

При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов (пункт 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“).

Поскольку указанный Закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 НК РФ, регламентирующие такой порядок.

Следовательно, довод инспекции о том, что порядок возврата (зачета) указанных страховых взносов Налоговым кодексом РФ не установлен, подлежит отклонению.

Ссылка налогового органа на то, что у него отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете либо
возврате плательщику излишне уплаченных пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, является необоснованной, т.к. соответствующие полномочия у налогового органа как осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование имеются в силу указанных положений пункта 1 статьи 25 Федерального закона РФ от 15.12.2001 N 167-ФЗ. Таким образом, реализация права страхователя на возврат (зачет) излишне уплаченных пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование может быть осуществлена путем обращения налогоплательщика в установленном главой 12 НК РФ порядке с соответствующим заявлением в налоговый орган.

В соответствии с пп. 7, 9 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

В п. 13 ст. 78 НК РФ установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в данной статье НК РФ, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Судом первой инстанции установлено и инспекцией не опровергается, что заявитель обратился с соответствующим заявлением о зачете 15.03.2005.

Следовательно, инспекцией неправомерно отказано в зачете излишне уплаченных сумм пени по страховым взносам, порядок обращения с заявлением о зачете, предусмотренный названными нормами НК РФ, обществом соблюден.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.

Руководствуясь ст. 176, 268, 269, 271 АПК РФ, Арбитражный суд Пермской области

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Пермской области от 27.12.2005 оставить без изменения,
апелляционную жалобу - без удовлетворения.