Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской обл. от 15.02.2006 по делу N А50-37953/2005-Г21 Предметом договора аренды выступили специальные открытые площадки, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (автостоянки) и являющиеся по существу земельными участками; передача таких площадок в аренду без проведения конкурса делает ничтожным заключенный сторонами договор.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 15 февраля 2006 г. Дело N А50-37953/2005-Г21“

(извлечение)

Арбитражный суд, рассмотрев в заседании апелляционную жалобу заместителя прокурора Пермского края на решение от 19.12.2005 по делу N А50-37953/2005-Г21 по иску заместителя прокурора Пермского края к департаменту имущественных отношений администрации г. Перми, к детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации “Волго-Уральский спортивный дом“ о признании недействительным договора аренды,

УСТАНОВИЛ:

заместитель прокурора Пермской области (ныне - заместитель прокурора Пермского края) обратился в арбитражный суд с иском к департаменту имущественных отношений администрации г. Перми и к детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации “Волго-Уральский спортивный дом“ о признании недействительным (ничтожным) договора аренды N 81-05МС от 07.04.2005 (л.д. 2-5,
80).

Определением суда от 17.11.2005 к участию в деле третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Пермской области (л.д. 71).

Решением суда от 19.12.2005 в иске отказано (л.д. 118-119).

Заместитель прокурора Пермского края с решением не согласен. По мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит решение отменить, принять новый судебный акт.

Решение пересмотрено в порядке ст. 266 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, согласно протоколу N 11 от 23.03.2005 департаментом имущественных отношений администрации г. Перми принято решение о заключении договора аренды на сооружения (автопарковки) Мотовилихинского района с детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организацией “Волго-Уральский спортивный дом“ сроком на 11 месяцев (л.д. 21-22).

Согласно заключениям МУП “Пермархбюро“ по фактическому размещению автостоянок в Мотовилихинском районе г. Перми, до утверждения положения об использовании земель общего пользования возможно оформление права на размещение автостоянки, не являющейся объектом недвижимости, на ограниченный срок эксплуатации, без права возведения ограждений, допускается установка поста охраны, выполненного по типовому эскизу. Каждое заключение имеет план фактического размещения конкретной автостоянки, с описанием ее месторасположения (л.д. 12-20).

Между департаментом имущественных отношений администрации города Перми (арендодатель) и детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организацией “Волго-Уральский спортивный дом“ (арендатор) подписан договор N 81-05МС от 07.04.2005 (л.д. 7-12).

Из условий договора следует, что на основании заявки на аренду N 19-10-10320 от 30.03.2005 арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду для использования “организация автопарковок“ сроком с 01.04.2005 по 28.02.2006 объект муниципального имущества в виде сооружений (парковка, автостоянка), расположенный в городе Перми по адресам: ул. КИМ, 13, ул. Макаренко-Тургенева-Уинская (за АЗС), ул. Макаренко-Тургенева-Уинская, ул. Макаренко и Юрша, ул. Старцева, 21, ул. Старцева,
9, ул. Уральская, 108а (п. 1.1, л.д. 7-10). Передача объекта арендатору производится по акту приема-передачи в течение 10 дней с даты поступления арендной платы (п. 3.1.2). Акта приема-передачи объекта в арендное пользование в материалах дела нет. Расчет арендной платы произведен арендатором исходя из площади каждого адресного объекта в объеме 200 кв. м (л.д. 10-11). Расчет арендной платы и заключения Пермархбюро с планами размещения автостоянок (автопарковок) являются неотъемлемыми частями договора (раздел 9).

Согласно ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику. Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

Согласно ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Согласно Положению об аренде муниципального имущества, утвержденному решением от 28.05.2002 N 61 Пермской городской Думы, арендодателем муниципального имущества выступает департамент имущественных отношений администрации г. Перми. В аренду может быть передано имущество, закрепленное в установленном порядке в муниципальной собственности, включенное в реестр муниципальной собственности и муниципальный арендный фонд (п. 1.3, л.д. 38, 39).

Из условий договора следует, что предметом аренды является объект муниципального имущества в виде сооружений (парковка, автостоянка).

Площадь предмета аренды определена путем сложения площадей адресных объектов, расположенных в различных частях Мотовилихинского района г. Перми. Заблуждение сторон относительно данных, позволяющих определенно установить имущество, переданное в качестве объекта аренды, отсутствует. Имеющаяся в деле переписка сторон о сдаче объекта аренды в субаренду, договоры субаренды, заключенные арендатором с согласия арендодателя, а
также поступающие в бюджет города арендные платежи свидетельствуют об исполнении сторонами договора аренды N 81-05МС от 07.04.2005 (л.д. 73-76, 64).

При таких обстоятельствах вывод о том, что договор аренды считается незаключенным, сделан быть не может.

Из описания предмета аренды, содержащегося в разделе 1 договора (общие положения) следует, что автостоянки представляют собой открытые сооружения, расположенные по конкретным адресам (л.д. 7).

Понятие “автостоянка“ означает здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения автомототранспортных средств (п. 2 Правил оказания услуг автостоянок, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.11.2001 N 795). Следовательно, автостоянка представляет собой порядок использования земельного участка, выделенного собственником в соответствии с условиями договора аренды.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.

При этом органы государственной власти и местного самоуправления обязаны соблюдать принципы публичности, открытости процедур предоставления таких земельных участков (ст. 30, 34 ЗК РФ).

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду лишь по конкурсу (ст. 38 ЗК РФ).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие соблюдение требования ЗК РФ при предоставлении земельных участков в аренду по оспариваемому договору.

При таких обстоятельствах довод заместителя прокурора Пермского края о недействительности (ничтожности) договора аренды N 81-05МС от 07.04.2005 является обоснованным (ст. 168 ГК РФ).

Довод ответчика о том, что предметом аренды является сооружение, представляющее собой постройку, состоящую из одной или нескольких частей, несостоятелен,
поскольку никаких доказательств, свидетельствующих об этом, в материалах дела нет. Этот вывод непосредственно следует из письма департамента от 21.09.2005 N 19-10-32793 (л.д. 23).

Решение подлежит отмене на основании п. 4 ч. 1 ст. 270 АПК РФ.

Госпошлина по делу относится на второго ответчика согласно ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 176, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, апелляционная коллегия Арбитражного суда Пермской области

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 19.12.2005 по делу N А50-37953/2005-Г21 отменить. Иск удовлетворить.

Договор аренды сооружения муниципальной собственности N 81-05МС от 07.04.2005, заключенный департаментом имущественных отношений администрации г. Перми и детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организацией “Волго-Уральский спортивный дом“, признать недействительным (ничтожным).

Взыскать с детско-юношеской межрегиональной физкультурно-спортивной общественной организации “Волго-Уральский спортивный дом“ в доход федерального бюджета 2000 руб. госпошлины по иску и 1000 руб. госпошлины по апелляционной жалобе.

Исполнительный лист направить в Инспекцию ФНС РФ по Кировскому району г. Перми.