Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 22.12.2006 по делу N А68-ГП-374/2-05 Удовлетворяя исковые требования за счет казны РФ, суд обоснованно исходил из того, что расходы на реализацию льгот должны возмещаться из средств федерального бюджета, а поскольку фактические расходы ООО, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям, не были возмещены ему в полном объеме, Российская Федерация в лице уполномоченных органов не выполнила надлежащим образом возложенную на нее обязанность по компенсированию данных расходов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 декабря 2006 г. по делу N А68-ГП-374/2-05

(извлечение)

Резолютивная часть постановления изготовлена 18.12.2006 г.

Постановление изготовлено в полном объеме 22.12.2006 г.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 1 сентября 2006 года по делу N А68-ГП-374/2-05,

установил:

общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) “Туларегионгаз“ обратилось в Арбитражный суд Тульской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании за счет
казны Российской Федерации 24 563 руб. 06 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением многодетным семьям, проживающим на территории МО “Ефремовский район Тульской области“, льгот по оплате потребленного в декабре 2004 г. природного газа.

Решением Арбитражного суда Тульской области от 11.04.2006 г. с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу ООО “Туларегионгаз“ взыскано 24 563 руб. 06 коп. убытков, возникших от предоставления многодетным семьям, проживающим на территории МО “Ефремовский район Тульской области“, льгот по оплате потребленного в декабре 2004 г. природного газа.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Тульской области от 01.09.2006 г. указанное решение оставлено без изменения.

Не соглашаясь с решением от 11.04.2006 г. и постановлением апелляционной инстанции от 01.09.2006 г., Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Тульской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов, как незаконных.

Представители сторон, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В силу ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как установлено арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, на основании Указа Президента РФ от 05.05.1992 N 421 “О мерах социальной поддержки многодетным семьям“ предусматривающего льготы многодетным семьям в виде скидки в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией (подпункт б п. 1), истцом были предоставлены льготы по
оплате за природный газ, использованный в декабре 2004 года, 139 многодетными семьями, проживающими на территории муниципального образования “Ефремовский район Тульской области“, отчего у истца возникли убытки в сумме 24 563 руб. 06 коп.

Факт оказания льгот подтвержден договором от 30.12.03 N 54-64-0024, актами сверки расчетов, а также сведениями о многодетных семьях.

Ссылаясь на то, что невозмещение истцу расходов в размере 24 563 руб. 06 коп. от предоставления льгот не произведено, ООО “Туларегионгаз“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение по делу, арбитражный суд, руководствуясь ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. N 421 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“ Министерству финансов совместно с Министерством социальной защиты населения РФ было поручено в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.

В соответствии с п. 2 совместного постановления Министерства финансов РФ от 26.06.1992 г. N 51 и Министерства социальной защиты населения РФ от 29.06.1992 г. N 1-2359-18 “О финансировании мероприятий по социальной защите многодетных семей“, предоставление многодетным семьям скидок по оплате газа производится за счет местных бюджетов.

Вступившим в законную силу Решением Верховного Суда РФ от 26.03.2003 г. N ГКПИ 03-139 п. 2 названного письма признан недействующим с момента его принятия.

Иными правовыми актами не установлен порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление льгот многодетным семьям.

В силу п. 1 ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию
за счет средств федерального бюджета субъектов РФ и бюджетов муниципальных образований. При этом порядок согласования распределения и закрепления расходов должен определяться Правительством РФ.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 2 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“, а не пункт 4 статьи 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ и п. 4 ст. 6 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ наделение органов местного самоуправления отдельными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Согласно ст. 38 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ увеличение расходов или уменьшение доходов органов местного самоуправления, возникшее в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, компенсируются органами, принявшими решения. Размер компенсации определяется одновременно с принятием соответствующего решения. Решения органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами местного самоуправления в пределах переданных им в качестве компенсации средств.

В связи с предоставлением установленных льгот 139 многодетным семьям, проживающим на территории МО “Ефремовский район Тульской области“ у истца возникли убытки в виде неполученных за декабрь 2004 г. доходов в сумме 24 563 руб. 06 коп.

Как правильно указал арбитражный суд, поскольку до настоящего времени вопрос о распределении соответствующих расходов между бюджетами всех уровней не урегулирован, затраты
на оказание услуг льготным категориям граждан, предусмотренным п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 г. N 421 “О мерах социальной поддержки многодетных семей“, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что предоставление истцом льгот многодетным семьям отнесено к расходам возмещаемым за счет средств федерального бюджета и подлежит возмещению с казны Российской Федерации.

Обязанность по выплате суммы убытков судебным решением также возложена на казну Российской Федерации.

Российская Федерация, как самостоятельный субъект гражданских правоотношений была привлечена судом в качестве ответчика.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что расходы на реализацию льгот должны возмещаться из средств федерального бюджета, а поскольку фактические расходы ООО “Туларегионгаз“, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям, не были возмещены ему в полном объеме, Российская Федерация в лице уполномоченных органов не выполнила надлежащим образом возложенную на нее обязанность по компенсированию данных расходов.

Следовательно, исходя из вышеназванного, убытки, связанные с предоставлением льгот многодетным семьям следует взыскать с Российской Федерации.

В связи с изложенным, арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты, взыскав с Российской Федерации за счет казны в пользу ООО “Туларегионгаз“ убытки в
сумме 24 563 руб. 06 коп.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 11 апреля 2006 года и постановление апелляционной инстанции того же суда от 1 сентября 2006 года по делу N А68-ГП-374/2-05 изменить в части взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в пользу ООО “Туларегионгаз“ 24 563 руб. 06 коп. убытков.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.