Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 20.12.2006 по делу N А64-3666/06-19 Поскольку ошибочно уплаченные суммы поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а из платежных документов можно установить, на счет какого застрахованного лица должны поступить страховые взносы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производить зачет спорных поступлений обязан их администратор - налоговый орган, а не орган пенсионного страхования.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 декабря 2006 г. Дело N А64-3666/06-19“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2006 по делу N А64-3666/06-19,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Дубровин С.В. обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением (с учетом уточнений) об обязании Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тамбову произвести зачет ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1200 руб. с кода бюджетной классификации 1010610 (взносы, уплачиваемые за застрахованных лиц на страховую
часть пенсии) на код 18210202030060000160 (взносы в виде фиксированного платежа, в части, направляемой на финансирование страховой части пенсии), а также в сумме 600 руб. с кода 1010620 (взносы, уплачиваемые за застрахованных лиц на накопительную часть пенсии) на код 18210202040060000160 (взносы в виде фиксированного платежа, в части, направляемой на финансирование накопительной части пенсии).

Решением суда от 06.09.2006 заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, выслушав представителя налогового органа, установлено следующее.

При уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа за 2004 год предприниматель Дубровин С.В. в платежных поручениях ошибочно указал коды бюджетной классификации взносов, уплачиваемых за застрахованных лиц, в связи с чем 1200 руб. поступили по коду 1010610, а 600 руб. по коду 1010620. При этом указанные платежи следовало уплатить по кодам 18210202030060000160 и 18210202040060000160.

Поскольку налоговой инспекцией было отказано в зачете вышеуказанных сумм на соответствующие коды бюджетной классификации, предприниматель обратился в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Согласно п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ (далее - Закон N 167-ФЗ) налоговый орган осуществляет контроль за правильностью исчисления и уплатой страховых взносов на обязательное страхование в порядке, определяемом законодательством РФ, регулирующим деятельность налоговых органов, в том числе Налоговым кодексом Российской Федерации.

Пунктом 1 ст. 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда РФ и его
территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в том случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законом не установлено для органов Пенсионного фонда РФ.

Поскольку названный Закон не устанавливает порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также их возврата в иных случаях, помимо предусмотренного вышеуказанной нормой права, то такие правоотношения регулируются гл. 12 Налогового кодекса РФ.

Пунктом 13 ст. 78 НК РФ установлено, что предусмотренные ст. 78 НК РФ правила о возврате или зачете излишне уплаченной суммы налога применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Частью 3 ст. 2 Федерального закона от 15.08.96 N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации“ (в ред. Федерального закона от 22.12.2005 N 176-ФЗ) предусмотрено, что основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к данному Федеральному закону закреплены за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти Российской Федерации), осуществляющими в установленном порядке в том числе принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду приложение 11.1 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ, а не приложение 1.11 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ.

Согласно названному приложению 1.11 администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (в том числе и в виде фиксированного платежа) на выплату страховой части трудовой пенсии и на выплату накопительной части
трудовой пенсии, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба, которой присвоен код главы 182.

Вышеуказанный код входит в состав кода бюджетной классификации вышеуказанных страховых взносов.

В то же время Пенсионный фонд Российской Федерации (код главы 392) администратором вышеуказанных поступлений не является, а следовательно, возврат и зачет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляет Федеральная налоговая служба.

Кроме того, Приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н “Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации“ (действовавшим в спорный период) определено, что администраторами поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с установленным порядком осуществляют начисление, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет.

Из материалов дела видно, что факт ошибочной уплаты страховых взносов в спорной сумме документально подтвержден и сторонами не оспаривается.

Таким образом, поскольку ошибочно уплаченные суммы поступили в Пенсионный фонд Российской Федерации в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а из платежных документов можно установить, на счет какого застрахованного лица должны поступить страховые взносы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что производить зачет спорных поступлений обязан их администратор - налоговый орган, а не орган пенсионного страхования.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Учитывая изложенное, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 06.09.2006 по делу N А64-3666/06-19 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.