Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 01.12.2006 по делу N А54-166/2006-С15 Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 декабря 2006 г. Дело N А54-166/2006-С15“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 24 ноября 2006 г.

(дата изготовления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области на Решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 31.07.2006 по делу N А54-166/2006-С15,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Министерству труда
и социального развития Российской Федерации, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию, Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области о взыскании 1464572 руб. убытков, связанных с предоставлением в декабре 2002 года льгот по оплате услуг электросвязи в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Межрегиональная налоговая инспекция ФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 7.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2006 с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ взыскано 1464572 руб. убытков. В иске к Управлению труда и социальной защиты населения Рязанской области, Федеральному агентству по здравоохранению и социальному развитию и Министерству труда и социального развития Российской Федерации отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 31.07.2006 указанное решение оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми по делу решением и постановлением апелляционной инстанции, Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Рязанской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных.

Представители сторон, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом.

В силу ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон и третьих лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как установлено арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, ОАО “ЦентрТелеком“, предоставляя в декабре 2002 года в соответствии с
Федеральным законом “О ветеранах“ абонентам-ветеранам, проживающим в Рязанской области, льготу по установке квартирного телефона и за пользование им, понесло убытки в сумме 2512672 руб., составляющие разницу между установленными для населения тарифами и 50-процентной оплатой данного тарифа льготной категорией граждан. Возмещение истцу расходов от предоставления льгот произведено частично.

Ссылаясь на то, что невозмещение истцу расходов в размере 1464572 руб. от предоставления льгот не произведено, ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

03.01.2002 между ОАО “Электросвязь“ (в настоящее время ОАО “ЦентрТелеком“) и Управлением социальной защиты населения администрации Рязанской области (в настоящее время Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области) заключен договор на возмещение расходов при предоставлении льгот по оплате услуг электросвязи.

В соответствии с п. 1.1 предметом договора является возмещение расходов, связанных с предоставлением услуг связи гражданам, имеющим право на льготы по Федеральному закону “О ветеранах“ от 12.01.95 N 5-ФЗ в части предоставления доступа к телефонной сети (установке квартирного телефона), абонентной платы за пользование квартирным телефоном, предусмотренных в бюджетах различного уровня на финансирование целевых компенсаций.

Согласно п. 2.1.2 управление обязано перечислять ОАО “Электросвязь“ денежные средства на возмещение расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате за оказание услуг электросвязи, в пределах выделяемым целевых средств, поступающих из федерального бюджета.

Принимая решение по делу, арбитражный суд, руководствуясь положениями Федерального закона “О ветеранах“, ст. ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о необходимости взыскания убытков с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.

Согласно пп. “в“ п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ N 5-ФЗ от 12.01.95 (в редакции, действовавшей
в рассматриваемый период) расходы на реализацию предусмотренных для ветеранов льгот по оплате установки квартирного телефона и абонентской плате за пользование им возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Постановлением Правительства Российской Федерации N 963 от 15.12.2000 утверждены “Правила возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот“ (далее - Правила), в том числе ветеранам, имеющим льготы по оплате услуг связи в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“. Постановлением Правительства РФ N 85 от 10.02.2003 действие вышеназванных Правил было продлено на 2002 год.

В соответствии с Правилами финансирование расходов, понесенных в связи с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг связи, производится за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в соответствующем году, Министерству труда и социального развития РФ на реализацию льгот ветеранам.

Выделение из федерального бюджета средств на указанные цели производится на основании решения Министерства труда о распределении ассигнований по субъектам Российской Федерации с учетом бюджетных заявок, полученных от органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации.

Министерство труда в пределах выделяемых Министерством финансов РФ ассигнований оформляет платежные документы с указанием сумм, подлежащих перечислению органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, и представляет эти документы в Министерство финансов РФ.

Органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в соответствии с заключенными с операторами связи договорами и на основании актов, подтверждающих объем оказанных услуг связи, производят перечисление средств операторам связи в пределах выделенных ассигнований по мере их поступления из федерального бюджета.

Компенсация за спорный период Управлением социальной защиты населения произведена в сумме 1048100 руб., а льгот предоставлено на сумму
2512672 руб.

В связи с чем материальные потери ОАО “ЦентрТелеком“ являются убытками истца.

Федеральными законами “О ветеранах“ и “О связи“ не предусмотрено, как правильно указал суд апелляционной инстанции, возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования), следовательно, выводы судов об обоснованности исковых требований являются правильными.

В соответствии со ст. ст. 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Неисполнение Российской Федерацией своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных льгот, влечет возникновение у организации убытков.

Судом первой инстанции правомерно установлено, что предоставление истцом льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“, отнесено к расходам, возмещаемым за счет средств федерального бюджета, и подлежит возмещению с казны Российской Федерации.

Обязанность по выплате суммы убытков судебным решением также возложена на казну Российской Федерации.

Российская Федерация, как самостоятельный субъект гражданских правоотношений была привлечена судом в качестве ответчика.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации, суд обоснованно исходил из того, что расходы на реализацию льгот должны возмещаться из средств федерального бюджета, а поскольку фактические расходы ОАО “ЦентрТелеком“, связанные с предоставлением льгот ветеранам, не были возмещены ему в полном объеме, Российская Федерация в лице уполномоченных органов не выполнила надлежащим образом возложенную на нее Федеральным законом “О ветеранах“ обязанность по компенсированию данных расходов, что противоречит ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, исходя из вышеназванного, убытки, связанные с предоставлением льгот ветеранам, следует взыскать с Российской
Федерации.

Вместе с тем суд кассационной инстанции находит ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания в качестве убытков суммы НДС, начисленной на сумму выпадающих доходов истца.

В соответствии со ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из положений п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.

Ссылка судов на ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), является необоснованной, поскольку средства федерального бюджета выделялись не в качестве финансовой помощи истцу, а
в качестве компенсации его расходов в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, соответственно, данная норма не применяется к спорным отношениям.

В связи с изложенным арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты, исключив суммы НДС из состава убытков, взыскав с Российской Федерации за счет казны в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ убытки в сумме 1171658 руб.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2006 и Постановление апелляционной инстанции того же суда от 31.07.2006 по делу N А54-166/2006-С15 изменить.

Взыскать с Российской Федерации за счет средств казны в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ 1171658 руб. убытков.

В остальной части иска отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.