Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.11.2006 по делу N А54-9537/2005/С15 Согласно Федеральному закону “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на реализацию льгот за пользование радио ветеранами независимо от вида жилого фонда.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 ноября 2006 г. Дело N А54-9537/2005/С15“(дата изготовления постановления в полном объеме)

от 31 октября 2006 г.

(дата объявления резолютивной части постановления)

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу субъекта РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области на Решение от 01.06.2006, Постановление апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-9537/2005-С15,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с иском к субъекту РФ - Рязанской области в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области о взыскании 2118 руб.
50 коп. убытков, связанных с предоставлением в январе - декабре 2002 г. льгот по оплате услуг за пользование радио в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены, Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области, отдел социальной защиты населения муниципального образования, Шацкий район Рязанской области, финансовый отдел администрации муниципального образования, Шацкий район Рязанской области, Межрегиональная налоговая инспекция ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 7, г. Москва.

Решением Арбитражного суда Рязанской области от 01.06.2006 исковые требования удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Рязанской области от 31.07.2006 указанное решение оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятым по делу решением, субъект РФ - Рязанская область в лице Финансово-казначейского управления Рязанской области обратился в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене обжалуемых судебных актов как незаконных.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующему.

Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, ОАО “ЦентрТелеком“, предоставляя в январе - декабре 2002 г. в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах“ абонентам-ветеранам, проживающим в Шацком районе Рязанской области, льготу по оплате услуг за пользование радиотрансляционной точкой, понесло убытки в сумме 141070 руб. 50 коп., составляющие разницу между установленными для населения тарифами и 50% оплатой данного тарифа льготной категорией граждан. Возмещение истцу расходов от предоставления льгот произведено в сумме 138952 руб.

Ссылаясь на то, что возмещение истцу расходов в размере 2118 руб. 50 коп. от предоставления льгот не произведено, ОАО “ЦентрТелеком“ обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Принимая решение
об удовлетворении иска, арбитражные суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в спорный период расходы от предоставления льгот ветеранам по оплате радио в домах независимо от вида жилого фонда подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Арбитражный суд кассационной инстанции находит данный вывод судов обоснованным, соответствующим законодательству и фактическим обстоятельствам дела.

Статьей 13 Федерального закона “О ветеранах“ предусмотрено, что социальная защита ветеранов предусматривает осуществление системы мер, направленных на создание условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие ветеранов, предоставляющих им дополнительные права и гарантирующих ветеранам льготы.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 10 Федерального закона “О ветеранах“ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации возмещаются расходы на реализацию льгот за пользование радио ветеранами независимо от вида жилого фонда.

Как установлено арбитражным судом, Законом Рязанской области “Об областном бюджете на 2002 год“ расходы на реализацию льгот, установленных Федеральным законом “О ветеранах“ предусмотрены не были.

В связи с этим при разрешении спора суд обоснованно исходил из того, что в данном случае у истца возникли убытки по причине незаконных действий (бездействия) государственных органов Рязанской области, которые в соответствии со ст. ст. 16 и 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации. При этом отсутствие в бюджете Рязанской области необходимых денежных средств для предоставления населению г. Рязани льгот по оплате услуг за пользование радиотрансляционной точкой не является основанием для освобождения от обязанности по компенсации затрат предприятия, связанных с оплатой указанных услуг.

Признавая доказанной заявленную истцом сумму убытков, понесенных в спорном периоде, арбитражный суд обоснованно руководствовался имеющимися в материалах дела списками
льготников, оборотными ведомостями, тарифами на услуги электросвязи, счетами, выставленными Шацким районным узлом электросвязи.

Доказательств, опровергающих сведения, изложенные в указанных документах, ответчиком не представлено.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей в спорный период) расходы органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и имеют целевое назначение.

Поэтому вопрос о выделении Рязанской области из федерального бюджета в достаточном количестве средств, предусмотренных для компенсации убытков организации, предоставляющей услуги с учетом льгот, предусмотренных ФЗ “О ветеранах“, в силу п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона РФ “О ветеранах“ (в редакции, действовавшей в спорный период) может быть разрешен в рамках межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации (Рязанской области) и Российской Федерацией.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции находит ошибочными выводы судов первой и апелляционной инстанций в части взыскания в качестве убытков суммы НДС, начисленной на сумму выпадающих доходов истца.

В соответствии со ст. 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Из положений п. 33.2 Методических рекомендаций по применению гл. 21 “Налог на добавленную стоимость“ Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 N БГ-3-03/447, следует, что суммы дотаций, предоставляемых из
бюджетов всех уровней на покрытие фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, не включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Суммы, полученные из бюджета в возмещение убытков от предоставления населению льгот по федеральному законодательству, не являются объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, а фактической ценой реализации товаров в данном случае является цена, по которой услуга реализована потребителю.

Ссылка судов на ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), является необоснованной, поскольку средства федерального бюджета выделялись не в качестве финансовой помощи истцу, а в качестве компенсации его расходов в связи с предоставлением услуг по льготным ценам, соответственно, данная норма не применяется к спорным отношениям.

В связи с изложенным арбитражный суд кассационной инстанции считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты, исключив суммы НДС из состава убытков, и взыскать с казны субъекта РФ - Рязанской области в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ убытки в сумме 1765 руб. 42 коп.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 287, ч. ч. 1 - 3 ст. 288, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.06.2006, Постановление апелляционной инстанции от 31.07.2006 Арбитражного суда Рязанской области по делу N А54-9537/2005-С15 изменить.

Взыскать с казны субъекта Российской Федерации - Рязанской области в пользу ОАО “ЦентрТелеком“ 1765 руб. 42 коп. убытков.

В остальной части иска
отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.